Сегодня мало кто поверит, что были времена, когда изделие из социалистической страны на равных билось за победу на трассах Мото Гран-при с лучшими гоночными мотоциклами из стран капитала. Мало того, именитые капиталистические бренды не стеснялись копировать изделие социалистического завода.
Собственно успехам в мотогонках MZ обязан одному человеку - Вальеру Каадену. Кааден - инженер - конструктор, занимался в Третьем Рейхе ракетной техникой, попал в плен советским войскам, отсидев свой срок в СССР, был отправлен, с чистой совестью, в ГДР. Естественно, никакой ракетной техники в ГДР не разрабатывалось. Поэтому Кааден устроился на завод MZ конструктором двигателей. Как раз в это время на заводе была создана гоночная команда, двигатели для мотоциклов этой команды адаптировал Кааден, но вскоре он сотворил маленькую революцию. Кааден разработал конструкцию двухтактного двигателя с дисковыми золотниками на впуске. Это решение позволило излечить некоторые врожденные недостатки двухтактных движков, что сделало мотоциклы MZ очень конкурентными на треке.
Первоначально команда MZ выступала в классе 125 куб.см. В 1958 году замахнулись на класс выше - 250 куб.см. Выше команда MZ не поднималась, в классе 350 куб.см. за соц.страны выступала JAWA. Для участия в сезоне 1958 года был подготовлен мотоцикл MZ RE 250. Двухактный двигатель этого мотоцикла представлял из себя фактически два спаренных 125-кубовых двигателя. Двигатель оснащался дисковыми золотниками на впуске, мощность равнялась 48 л.с. Мотоцикл окажется очень удачным и долгоживущим. На RE 250 будут выступать в Мото Гран-при до 1975 году, на тот момент с двигателя будут снимать уже 74 л.с.
Дебютный, 1958 год, оказался для MZ RE 250 очень удачный. Хорст Фюгнер выиграл Гран-при Швеции, обойдя гонщиков из MV Agusta. По итогам года Фюгнер стал бронзовым призером. Следующий год, 59 год, стал не менее успешен. Родезиец Гери Хокинг стал серебряным призером сезона. А вот дальше на MZ посыпались неприятности политического свойства. В 1961 году краса и гордость MZ Эрнст Дегнер свалил на Запад, причем не просто свалил, а утек к конкурентам из Suzuki со всеми секретами и наработками. Орг.выводы последовали сразу же. Команде MZ срезали финансирования, мол у вас гонщики на Запад сбегают. Гоночную программу не прикрыли только потому, что успехи в гонках паровозом тянули продажи обычных мотоциклов MZ на Западе, и это приносило валюту. Следующий удар нанесли капиталисты. Станы НАТО отказали в визе гдровским гонщикам. Успехи гонщиков из социалистической Германии, да еще на мотоциклах местного производства, жить спокойно не давали западным пропагандистам.
Естественно, после таких ударов дела у команды MZ пошли не самым лучшим образом. Нанимать западных гонщиков было не наш то, свои же были невыездными. Оставались только местные гран-при входившие в чемпионат мира. Но надо сказать некоторые западные гонщики соглашались выступать за MZ и без гонорара, только за спонсорские отчисления. Уж больно у MZ мотоциклы были хороши. Кааден как мог модернизировал свои мотоциклы. В 1963 году MZ RE 250 получил водяное охлаждение, теперь загнать двигатель, как это сделал Дегнер, стало сложней. Мощность повысилась до 55 л.с., коробка передач стала шестиступенчатой.
Не дремали и конкуренты, к сезону 1963 Yamaha подготовила RD 56, мотоцикл, по своей конструкции, очень похожий на MZ RE 250. Вскоре и Suzuki обзавелась своим MZ-клоном. Тягаться с японскими мотоконцернами гдровскому заводу было тяжеленько. Бюджеты японских гоночных команд превосходили бюджет MZ в 50 раз, численность персонала в десять раз. Но несмотря на такое превосходство соперников мотоциклы MZ не выглядели мальчиками для битья. На них гонялись легенды Мото Гран-при как Алан Шепард, Майк Хейлвуд. Конечно, выше третьего и четвертого места в чемпионате MZ уже не поднимались, но эти мотоциклы оставались единственными мотоциклами европейского производства, способными на равных бороться с изделиями японских мотоконцернов.
Собственно успехам в мотогонках MZ обязан одному человеку - Вальеру Каадену. Кааден - инженер - конструктор, занимался в Третьем Рейхе ракетной техникой, попал в плен советским войскам, отсидев свой срок в СССР, был отправлен, с чистой совестью, в ГДР. Естественно, никакой ракетной техники в ГДР не разрабатывалось. Поэтому Кааден устроился на завод MZ конструктором двигателей. Как раз в это время на заводе была создана гоночная команда, двигатели для мотоциклов этой команды адаптировал Кааден, но вскоре он сотворил маленькую революцию. Кааден разработал конструкцию двухтактного двигателя с дисковыми золотниками на впуске. Это решение позволило излечить некоторые врожденные недостатки двухтактных движков, что сделало мотоциклы MZ очень конкурентными на треке.
Первоначально команда MZ выступала в классе 125 куб.см. В 1958 году замахнулись на класс выше - 250 куб.см. Выше команда MZ не поднималась, в классе 350 куб.см. за соц.страны выступала JAWA. Для участия в сезоне 1958 года был подготовлен мотоцикл MZ RE 250. Двухактный двигатель этого мотоцикла представлял из себя фактически два спаренных 125-кубовых двигателя. Двигатель оснащался дисковыми золотниками на впуске, мощность равнялась 48 л.с. Мотоцикл окажется очень удачным и долгоживущим. На RE 250 будут выступать в Мото Гран-при до 1975 году, на тот момент с двигателя будут снимать уже 74 л.с.
Дебютный, 1958 год, оказался для MZ RE 250 очень удачный. Хорст Фюгнер выиграл Гран-при Швеции, обойдя гонщиков из MV Agusta. По итогам года Фюгнер стал бронзовым призером. Следующий год, 59 год, стал не менее успешен. Родезиец Гери Хокинг стал серебряным призером сезона. А вот дальше на MZ посыпались неприятности политического свойства. В 1961 году краса и гордость MZ Эрнст Дегнер свалил на Запад, причем не просто свалил, а утек к конкурентам из Suzuki со всеми секретами и наработками. Орг.выводы последовали сразу же. Команде MZ срезали финансирования, мол у вас гонщики на Запад сбегают. Гоночную программу не прикрыли только потому, что успехи в гонках паровозом тянули продажи обычных мотоциклов MZ на Западе, и это приносило валюту. Следующий удар нанесли капиталисты. Станы НАТО отказали в визе гдровским гонщикам. Успехи гонщиков из социалистической Германии, да еще на мотоциклах местного производства, жить спокойно не давали западным пропагандистам.
Естественно, после таких ударов дела у команды MZ пошли не самым лучшим образом. Нанимать западных гонщиков было не наш то, свои же были невыездными. Оставались только местные гран-при входившие в чемпионат мира. Но надо сказать некоторые западные гонщики соглашались выступать за MZ и без гонорара, только за спонсорские отчисления. Уж больно у MZ мотоциклы были хороши. Кааден как мог модернизировал свои мотоциклы. В 1963 году MZ RE 250 получил водяное охлаждение, теперь загнать двигатель, как это сделал Дегнер, стало сложней. Мощность повысилась до 55 л.с., коробка передач стала шестиступенчатой.
Не дремали и конкуренты, к сезону 1963 Yamaha подготовила RD 56, мотоцикл, по своей конструкции, очень похожий на MZ RE 250. Вскоре и Suzuki обзавелась своим MZ-клоном. Тягаться с японскими мотоконцернами гдровскому заводу было тяжеленько. Бюджеты японских гоночных команд превосходили бюджет MZ в 50 раз, численность персонала в десять раз. Но несмотря на такое превосходство соперников мотоциклы MZ не выглядели мальчиками для битья. На них гонялись легенды Мото Гран-при как Алан Шепард, Майк Хейлвуд. Конечно, выше третьего и четвертого места в чемпионате MZ уже не поднимались, но эти мотоциклы оставались единственными мотоциклами европейского производства, способными на равных бороться с изделиями японских мотоконцернов.