В эпосе народа киче "Пополь-Вух" есть эпизод с восстанием домашних вещей и животных против своих хозяев, деревянных людей. Деревянные люди, говорит сказание, имели сыновей и дочерей, но не имели ни души, ни разума, и бесцельно блуждали на четвереньках. И вот, вещи восстают, произносят обвинительные речи, бьют своих мнимых хозяев-людей по лицу; в какой-то момент развивающегося скандала появляются и настоящие хозяева вещей, боги со сложными иностранными именами. Бунт вещей кончается тем, что деревянные люди то ли гибнут от потопа, то ли превращаются в обезьян – разные слои-версии сказания перемешиваются, путаются, не давая однозначного ответа – но мораль, в целом, совершенно ясна. Люди решили, что они хозяева вещей, которым они в действительности не хозяева, забыв о более важных делах.
Тот, кто называется Шекотковач, пришел и вырвал их глаза; Камалоц пришел и оторвал их головы; Коцбалам пришел и пожрал их плоть. Тукумбалам тоже пришел, он сломал и растерзал их кости и их жилы, он перетер и сокрушил их кости. Это было сделано, чтобы наказать их, потому что их мысли не достигали до лица их матери, до лица их отца...
(перевод Р.В.Кинжалова)
Нашим деревянным людям еще повезло, что наказывать их за бездуховность взялись только Хамон и Пармезан, а не Камалоц с Тукумбаламом.
Тот, кто называется Шекотковач, пришел и вырвал их глаза; Камалоц пришел и оторвал их головы; Коцбалам пришел и пожрал их плоть. Тукумбалам тоже пришел, он сломал и растерзал их кости и их жилы, он перетер и сокрушил их кости. Это было сделано, чтобы наказать их, потому что их мысли не достигали до лица их матери, до лица их отца...
(перевод Р.В.Кинжалова)
Нашим деревянным людям еще повезло, что наказывать их за бездуховность взялись только Хамон и Пармезан, а не Камалоц с Тукумбаламом.