Кризис нашего мира (swamp_lynx) wrote,
Кризис нашего мира
swamp_lynx

Category:

Заповедная Америка

"Если американская культура и переживала когда-то славные времена, то только благодаря франко-испанским поселениям, в свое время основавшим идеальную модель бытия — Южные штаты. "Сколько бы я отдал за каплю старой доброй креольской крови!" — говаривал эстетствующий вампир Лестат в "Интервью с вампиром". И был абсолютно прав. Потомки европейских аристократов, ценители тонких и изящных искусств олицетворяли собой ту Америку, какой ей сегодня уже не стать никогда. Стоит ли удивляться, что, выражаясь словами Маргарет Митчелл, прекрасная эпоха была "унесена ветром"? С легкой руки генерала Гранта на смену безмятежному белокожему аристократизму пришла негритянская экзотика. Потусторонний джаз, эстетика Вуду и темный эротизм, щедро сдобренный осязаемым с экрана запахом гниющих болот Луизианы ("Сердце ангела" Алана Паркера). То, во что сегодня превратился американский Юг наглядно демонстрирует недавний фильм "Любовная песня для Бобби Лонга" (2005) Шейна Гейбла (в нашем прокате — "Любовная лихорадка"), где фактически продублирована мысль, свойственная всем значительным "южным" писателям — от Фолкнера до Капоте: взращенное на костях "потерянное поколение" умудрилось обыденно, без крови, могучей силой своей посредственности уничтожить не только руины прежнего культурного рая, но и само воспоминание о них. И если обитатели юга страны ныне предпочитают действию ленивый алкогольный анабиоз, то на севере процветают предприимчивость и деловая хватка. И пускай духовную смерть Америки давно уже констатировали "Пустоши" (1973) Теренса Малика, где юные Мартин Шин и Сисси Спейсек вывернули наизнанку щемящий надлом 60-х и по сей день редкими молниями, отдаляющими нас от бездны, на этих "пустошах" возникают живые очаги нормального человеческого чувства." Анастасия Белокурова.

"Мореплаватель Авель Тасман писал в середине семнадцатого века: «Южные земли — антиподы во всех смыслах: что у нас предосудительно, здесь похвально, что у нас преступление, здесь высшая добродетель. На островах Южного океана процветают людоедство, разврат, колдовство, предательство, коварство, культы чудовищно жестоких богов и богинь». Церковные конгрегации после знакомства с отчетами гуманистов-миссионеров перестали настаивать на распространении слова Божьего в тропиках. С конца семнадцатого века миссионеры действовали самостоятельно, либо заодно работали в интересах торговых компаний. Негативная реакция на работорговлю вызывалась не столько человеколюбием, сколько страхом. Знаменитый теолог Пьер Бейль писал: «Заселять Новый Свет неграми — этими детьми антихриста, значит готовить пришествие самого их прародителя». Эти слова имеют определенное основание: африканские негры, соблюдая внешнюю христианскую обрядовость, распространили на островах Карибского моря и в южных американских штатах кровавые культы своей родины." Евгений Головин.

Последний телевизионный проект С.Курёхина «Концепция возникновения джаза» снят в 1996 году.
Начало на 6:43.



Анастасия Белокурова: "Другой взгляд. Традиционная американская глубинка с неторопливой жизнью, скелетами в шкафах и закусочными, где в каждом меню прописаны обязательный гамбургер, молочный коктейль и прочие милые сердцу среднего американца гастрономические прелести, служит необходимым фоном для развития инфернальных сюжетов Дэвида Линча. По такой Америке мчатся в поисках рая деклассированные герои "Диких сердцем". Этим воздухом насквозь пропитан порочный эрос "Синего бархата". Сквозь "добрый уклад" тихого провинциального городка произрастают химеры черных вигвамов, метафизических лесов мрачного местечка под названием Твин Пикс. При этом Линч, не раз шокировавший публику не только фильмами, но и скандальными подробностями личной жизни, за мастерски выстроенным фасадом возмутителя спокойствия скрывает совершенно иную личину. Линч хитрит. Поклонник политики Рейгана и дружок рок-звезд, он, подобно герою "Твин Пикса" агенту Куперу, — из тех американцев, чья гражданская и человеческая позиция летит к чертям при виде кофе и — как же без них — классических пирогов с черникой. И если вглядеться в фигуру Линча чуть пристальней, несложно заметить, что оборотная сторона его мнимой маниакальности — преданность "старой доброй" Америке. Примером тому служит "Простая история", снятая им в 1999 году, — традиционный и крайне сентиментальный road mоvie о путешествующем через всю страну старике-ветеране. Разочарование, постигшее поклонников мистической ипостаси маститого режиссера после выхода этой ленты, не помешало бы Линчу и дальше продолжать уютно-провинциальную тему. Тем не менее его следующей работой стал впечатляющий "Малхолланд-драйв" (2001), в котором всепроникающие щупальца мирового зла терзали уже не провинциалов, а представителей киноиндустрии Лос-Анджелеса.

В том же году, в "Донни Дарко", который критика не замедлила обозвать "Линчем для подростков", молодой и тогда еще абсолютно гениальный режиссер Ричард Келли сконструировал сложный, многоплановый мир, подразумевающий бесконечное число интерпретаций. Помимо тотального погружения в сознание американского тинэйджера со всеми его детскими фобиями (недаром в фильме мелькает обложка романа Стивена Кинга "Оно") картина представляет собой убийственно-точную социальную сатиру на современную американскую провинцию, с которой с каждым годом все больше и больше приобретает пугающее сходство и наша региональная глубинка. Стандартный набор местечковых персонажей (твердолобые учителя, дебилы-одноклассники, массовые проповедники успеха, истерически-ханжеская мораль "верхушки" города и пр.) служит ярким фоном для созерцания того, как рушится мир. Явившийся герою кролик-мутант Фрэнк будет доволен.

Обитатель заповедной Америки — всегда изгой, аутсайдер, не вписывающийся в отлаженную систему "бэбифуда". Им может быть литературный герой Чарльза Буковски, писатель-алкоголик Чинаски ("Фактотум"), и газонокосильщик Трент ("Луговые собачки"), и "искусственный человек" Эдвард ("Эдвард Руки-ножницы"), и убийственно отчаявшаяся в своем одиночестве девочка-подросток ("Мэй", "Кэрри"). Грубо говоря — отребье, фрик, неудачник в глазах благополучного американского общества. Другая сторона образа, как ни странно, прослеживается в непотопляемом творчестве "городского невротика" Вуди Аллена. В самых личных и пронзительно-грустных лентах "Энни Холл", "Манхеттен", "Воспоминание о "Звездной пыли" (список может быть продолжен) Аллен создает образ вечного лузера, хрупкого, потерянного очкарика, помешанного на вопросах любви и смерти, обнаженного моллюска в каменных, интеллектуальных джунглях. При этом там, где какой-нибудь Гас Ван Сэнт использует мегаполис как метафору человеческого разобщения ("Mala noche"), Вуди Аллен умудряется показывать Нью-Йорк не "городом желтого дьявола", а самым романтическим и поэтическим местом на свете, в сравнении с которым порой Париж выглядит в лучшем случае Жмеринкой."
Tags: видео, кино, музыка, общество
Subscribe

  • Соло как образ жизни

    Originally posted by yaponskiebudni1 at Соло как образ жизни Вы любите проводить время в одиночку? В кафе в одиночку заходите? А на…

  • Интерсекциональный феминизм

    "Интерсекциональный феминизм — ​движение, которое подразумевает связку между всеми формами угнетения. Что это значит? Это значит, что все виды…

  • Требовать и обижаться

    Если модерн был про надзирать и наказывать, то в эпоху постмодерна добавилась необходимость требовать и обижаться. С уменьшением явной агрессии…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments