Кризис нашего мира (swamp_lynx) wrote,
Кризис нашего мира
swamp_lynx

Category:

Портрет рядового кинозрителя

"Современный городской обеспеченный юнец в гробу видал любую реальность. Комиксы и мультсерии про внезапное физическое и энергетическое совершенство — Бентенов, Суперменов, Бэтменов, Человекопауков — уже к шести годам окончательно своротили ему башку, вкус, интеллект и адекватность. В чарующем мире фантазии он достал рукой до звёзд, поймал мечту за хвост и сделал «сливку» всей школьной шпане. Переход на компьютерные игры с их ролью вселенского демиурга окончательно утвердил пользователей в их гордыне укротителей пространств. Результат: девять из десяти героев топ-списка (как и половина отечественного) умеют летать. Гарри Поттер на метле. Персей на Пегасе. Хикап на ручном драконе. Милла Йовович на скрытых резервах организма (имя актрисы вполне подходит для металлокристаллической терминатрицы, которую она играет всю сознательную жизнь — так что вспоминать, как её зовут на тот раз, нет нужды). Алиса на Бармаглоте, Аватар на птеродактиле, ди Каприо на подсознании, Белка и Стрелка на «Востоке», студент Иван на «Чёрной молнии». Принц Персии летает на сакральной энергии ниндзя, ставших универсальной ролевой моделью для ребёнка нулевых." Денис Горелов.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и дары смерти. Часть первая»
Кадр из фильма «Гарри Поттер и дары смерти. Часть первая»

"Бегать по стене, метать сюйрикены, сносить кочерыжки заплечными катанами, двоиться и спать под водой умеют герои «Аватара», «Сумерек», «Обители зла», «Тёмного мира» и «Битвы титанов». Ещё двое с лёгкостью обращают человека в крысу (предупреждать надо). «Аватар» и «Начало» манипулируют подсознанием, принц Персии — временем, «сумеречная» Белла — тёмной энергией; о такой мелочи, как мир спасать, вспоминают только вечные бойскауты Алиса и Гарри Поттер. Прочим достаточно стоять на крутом обрыве памятником себе в сладком осознании, что всё внизу — долы, реки, плоскогорья, извилины коллективного мозга — моё.

Кадр из фильма «Начало»
Кадр из фильма «Начало»

Отсутствие адаптирующих субкультур — двора, детсада, летних лагерей — до совершеннолетия держат мидловых детей в четырёх стенах неуёмной маминой любви. Иммунодефицит растёт без всяких случайных контактов: любое столкновение с грубостями жизни толкает к самоизоляции. За последние пять лет резко выросло число фильмов, где герой вследствие абстрактной катастрофы остаётся один на свете, но с работающим электричеством, мобильником, горячей водой и непортящимися продуктами — мечта! И конечно, чтоб девочка-дикарка типа «пятница» (или нечеловечески красивый, хоть и вредный баунти-бой) тоже имели иммунитет к катаклизму. Какое-нибудь волшебное строение ДНК. Мечты о робинзонаде, но с большим запасом жратвы, игрушек, огнестрельного оружия и хотя бы одним половым партнёром всё более овладевает киносмотрящей малышнёй.

Кадр из фильма «Сумерки. Сага: Затмение»
Кадр из фильма «Сумерки. Сага: Затмение»

Родственным этому младосолипсизму мотивом является бинарность полукровки — комплекс «свой среди чужих, чужой среди своих», также эксплуатирующий тотальное отчуждение современного юного зрителя. Оказавшись метисом меж богами и смертными («Битва титанов»), людьми и ведьмами-вурдалаками («Сумерки», «Тёмный мир»), колонизаторами и туземцами («Аватар»), помазанниками и простолюдинами («Принц Персии»), герой автоматически обречён на изгойство — «и нам не брат, и узбекам чужой», как писал Гришковец про корейца Колю И. Эта вынужденная социопатия, сглаженная чувством избранничества полубога, крайне импонирует болезненым и неконтактным существам в темноте кинозала.

Лучше всех о немощи юзера и его всесилии в параллельных мирах сказал простой современый гений Джеймс Кеймерон в «Аватаре». Паралитик-спецназовец с довольно скудным интеллектом, но большим сердцем (отмазка всех американских ослов) силою науки внедряется в синего трёхмерного гиганта, рысью скачущего по девственным джунглям и берущего на абордаж туземных принцесс. Вся закавыка в том, чтобы обезопасить его дремлющее в анабиозе (читай: перед экраном дисплея) негодное тело — а с этим проблемы. Искусив публику стереовеличием, автор-шаман явил и всю его виртуальную ущербность (притом никого из дураков не обидел и третий раз в шоколаде).

Кадр из фильма «Аватар»
Кадр из фильма «Аватар»

Впрочем, маловероятно, чтоб его месседж был прочитан посреди взрывов, пике, лиан и колибри. Внутри массированного воздействия на слух и зрение мораль вообще читается слабо. Очевидно, что после двух тысячелетий христианского императива иллюзия всевластия всё откровеннее толкает малых сих на шашни с дьяволом, как сотню лет назад впреддверии вселенских катастроф. «Сумеречная» девочка играет в «любит-не любит» с арийским красавчиком-вурдалаком и цветным красавчиком-оборотнем. Эму Марина в «Тёмном мире» ведёт озёрных ведьм против энергетических корпораций, хороших демонов на плохих. В «Битве титанов» полубог Персей возглавляет войну смертных с богами — и то, что боги здесь языческие, может уболтать только давно бессильный Ватикан. Элементарная гордыня — замещение богов собою — видна в каждой второй картине.

Беда не в этих фильмах — беда, что среди самых успешных других нет вообще. Даже бартоновская «Алиса» откровенно обыгрывает контры с миром угловатой девочки-подростка. Институты, призванные социализировать подростков, явно не справляются с задачей. Обобщённый мировой Малыш давно переселился на крышу и ночи напролёт рисует Очень Одинокого Петуха. Притом разговаривает сам с собой и мечтает о штанишках с пропеллером.

Снизу не всем заметно, что Малышу скоро 25. И что мир, как это ни печально, на самом деле принадлежит ему."
Tags: кино, общество, психология
Subscribe

  • "Ханна. Совершенное оружие"

    "Смотрю фильм "Ханна. Совершенное оружие", фрау Виглер в исполнении Кейт Бланшетт это совсем не пресловутый нацизм или фашизм, это куда более древнее…

  • Никогда люди не жили так бедно, как сейчас

    У Лейбница замечательное определение, чем была психология и чем она быть перестала в наше время: "Кто хочет трудиться над самим собой, тот должен…

  • "Принципы ада"

    "Мы живем не просто в мире страшного зла и несправедливостей, но и в темную предэсхатологическую эпоху после Модерна, когда различие света и тьмы,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments