Кризис нашего мира (swamp_lynx) wrote,
Кризис нашего мира
swamp_lynx

Categories:

Как цифровая среда подавляет волю человека

"Философ Джеймс Уильямс (James Williams) опубликовал книгу о том, как цифровая среда подрывает человеческую волю не только на индивидуальном уровне, но и на более широком общественном и даже глобальном. Уильямс десять лет проработал в Google, анализируя эффективность рекламы и разрабатывая стратегии продуктов. Затем уволился и стал преподавателем философии в Оксфорде. Теперь он со стороны оценивает вред от избытка информации и дефицита внимания. В своей книге «In Stand Out of Our Light: Freedom and Resistance in the Attention Economy» ученый пишет, что в эпоху «экономики внимания» люди буквально стали думать иначе — быстрее, но гораздо менее критично и глубоко." (Мария Рунова, Ридус).

«Экономика внимания» или «экономика отвлечения» — это идея о том, что человеческое внимание походит на любой другой товар: оно не бесконечно и распределяется между различными задачами и интересами.

Этот термин стал популярным со времен бума смартфонов, поскольку различные приложения и услуги пытаются конкурировать за ваше внимание, учитывая его дефицит в условиях современной информационной перегрузки.

Как заявил генеральный директор Netflix Рид Хастингс в 2016 году: «В Netflix мы конкурируем за время наших клиентов, поэтому наши конкуренты — это Snapchat, YouTube, сон и так далее».

В своей книге Уильямс рассматривает следующее.

Как интернет позволил создать самую большую, наиболее эффективную и наиболее централизованную систему поведенческих манипуляций в истории человечества.

Как мы проснулись в мире, в котором руководители небольшой горстки технических компаний могут влиять на то, что думают и делают миллиарды людей.

Как более широкий взгляд на концепцию внимания позволяет нам увидеть полный набор последствий, которые экономика внимания несет для человеческой свободы.

Как динамика цифровой экономики внимания усиливает возмущение и инстинкты толпы, приводя к росту популизма. Уильямс описывает три уровня человеческого внимания — и как они деформируются техникой. Он сравнивает различные уровни внимания с различными типами света.

Самый поверхностный уровень касается вашего непосредственного внимания — например, вы отрываетесь от книги, чтобы нажать на входящее уведомление Candy Crush на вашем смартфоне. Второй слой внимания Уильямс называет «звездным светом» («starlight») и определяет его как ваши более широкие жизненные устремления.

Он говорит, что позволить себе отвлекаться на ежедневной основе означает, что вы в конечном итоге отклоняетесь от достижения более высоких жизненных целей, которые вы установили сами. Третий слой внимания он называет «дневным светом» («daylight»). Это, вероятно, самый общий слой, и примеры его отвлечения включают социальные проблемы, такие как фальшивые новости и волны ненависти в онлайне.

Перемены в мышлении, по мнению Уильямса, обусловлены тем, что интернет-гиганты в процессе борьбы за фокус немедленного внимания косвенно воздействуют на ценности человека и всего общества, «порождая качественно новую среду».

«Среду, в которой нет места амбициозным целям, морали и благосостоянию людей».

Способ, которым технологические компании конкурируют за наше внимание, имеет глубокий кумулятивный эффект. Философ убежден, что, пребывая в таком окружении, личность в конечном счете начинает деградировать.

Деградация под влиянием гаджетов и приложений происходит в три этапа:

Сначала пользователь теряет возможность читать книги, постоянно отвлекаясь на уведомления условной Candy Crush на смартфоне.

Затем он перестает добиваться поставленных глобальных целей: приложения попросту не позволяют ему сфокусироваться на саморазвитии, и единственным смыслом его жизни становятся селфи и количество лайков в соцсетях.
Tags: будущее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments