Кризис нашего мира (swamp_lynx) wrote,
Кризис нашего мира
swamp_lynx

Category:

Крушение западных мифов

"Построенное на современном Западе общество поклоняется удовольствиям, потреблению и комфорту. Личному, общественному – только чтобы все было хорошо и спокойно.
Максимальное внимание к человеческому индивидууму, к его безмятежному существованию. А если он не может умереть и страдает, то давайте разрешим ему убить себя с нашей помощью – введем эвтаназию. Потому что человек ведь победил природу, выкинул Бога, скоро обретет если не бессмертие, то возможность продления жизни – он сам должен все решать. Бояться, как и стыдиться, нечего. Все, что выгодно, то хорошо. Все, что служит человеку, полезно." Пётр Акопов.

"«Золотой миллиард» должен был со временем соединиться в единое общепланетное сообщество – продвинутых людей нового, улучшенного вида, которые будут вести за собой все остальное человечество. Так виделось «передовым людям».

Но одновременно внутри этого самого «золотого миллиарда» нарастали страхи – не только из-за роста неравенства, несостоятельности и фальши либеральной демократии, расовых, религиозных и национальных противоречий. Страх имел и более глубокую природу – человек потребительский чувствовал, что в своем развитии цивилизация зашла куда-то не туда. В отношениях с природой, с ценностями, с Богом, с предками, с себе подобными, даже с противоположным полом – все очень прогрессивное, но почему-то очень нервирующее.

Последние столетия европейский человек все увереннее шел путем наживы и экспансии, дополняя ее безудержным техногенным прогрессом, позволившим ему почувствовать себе не просто равным Богам, но стоящим выше них. Но освобождение от нематериального не принесло счастья – вогнало в депрессию и породило поколения живущих в постоянном стрессе. То есть страхе.

И как только привычный, хотя и неудовлетворявший мир начало по-настоящему штормить – а кризис глобализации проявляется в разрушении привычного уклада жизни, в размывании национального ядра государств, при одновременном банкротстве мультикультурализма – как западный человек остался один на один со своим страхом. Но страх не стал поводом для рефлексии.

Западного человека десятилетиями готовили к какой-нибудь катастрофе, замещая тем самым отсутствие в его жизни каких-либо сильных эмоций. Сотни фильмов о нашествиях инопланетян, мировом море, глобальных катастрофах разного рода. И чем дальше, тем все чаще без хеппи-энда, но с мучительным выживанием человечества после нового потопа.

Страх перед глобальной катастрофой стал частью массового сознания

– и чем более тесным становился мир, тем более массовым становился этот страх. Ему нужен был только повод, чтобы выбраться наружу – в предыдущие эпидемии 2009 или 2003 годов человечество еще не было настолько онлайн-жизни.

Теперь же все было готово к трансляции паники – и 2020 год дал нам этот урок.

Первый и на самом деле довольно мягкий на фоне того, что ждет нас в будущем. Вырвавшийся на свободу страх периодически будет приводить к панике еще больших масштабов. Если так напугал достаточно средний и не представляющий серьезной угрозы вирус – то можно представить, что будет в случае появления реальной опасности?

Беспочвенный и сублимирующий реальные угрозы страх – главная угроза нашему существованию. Вызванная им паника приведет к заражению человечества не коронавирусом, а страхом приговоренного, основанном на уверенности в собственной обреченности на скорую гибель. А готовому к самоуничтожению человечеству уже невозможно будет подобрать вакцину.

Впрочем, человеческая история куда дольше существующих ныне цивилизаций, да и в тупик зашла лишь одна из нынешних, пускай и считающая себя самой передовой и глобальной."


Андрей Игнатьев. Паника и бардак начинаются прежде всего из-за пренебрежения ритуалом: порядок должен быть.
Судя по всему, в условиях пандемии несколько более благополучными оказываются сообщества, более или менее сохранившие традиционный образ жизни: эпидемия начинается позже и развивается медленнее, возможно даже, унесёт относительно меньше жизней

Maxim Fomin. Более сильный уклон в сторону "общественного", Нет этого "вы что, хотите мне запретить? Я свободная личность, куда хочу, туда лечу, зря я, что ли, 10 лет копил?" (прям реальные комментарии).
Лучше плохой, примитивный порядок, чем полное отсутствие оного, который демонстрирует современный западный человек, который перепоручает поддержание порядка разным властным структурам. Которым, к тому же, не сильно верит случись чего. "Правительство скрывает".

Юрий Солозобов. Конфуций говорил своим ученикам:
Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала народ будет знать стыд и он исправится.
Китайцы говорят, чтобы выйти из системного кризиса нужно сделать три вещи: предречь образ будущего, исправить имена и усилить ритуал.


Виктор Мараховский. Европа больше не хочет спастись

"Вначале — новости. Успешный референдум за либерализацию закона об абортах в Ирландии вызвал широкое одобрение в передовых СМИ мира.

Само по себе голосование имело скорее символический смысл: ранее гражданкам, желавшим прервать беременность без медицинских показаний, достаточно было отбыть в любую соседнюю страну. Теперь это можно будет делать на месте — то есть экономнее.

image

Интереснее другое. По мнению журналистов, в Ирландии совершен новый шаг на пути европейцев прочь от своей традиционной религии. Потому что главным противником абортов выступала католическая церковь. А раз в традиционно католической стране большинство за — значит, позиции церкви сильно ослабели.

"Нью-Йорк Таймс" ставит ирландский референдум в ряд других признаков секуляризации, то есть отказа развитых стран от религиозной жизни:

1) В Италии папа предложил укрупнить сотни приходов — проще говоря, закрыть особо непосещаемые.

2) В Австрии Венская архидиоцеза объединила свои 660 приходов в 150 еще несколько лет назад.

3) В Люксембурге минувшей осенью правительство отменило религиозные уроки в школах.

4) В Испании, по последним данным, лишь 20% католиков посещают богослужения, во Франции — десять процентов, в Нидерландах — пять процентов. В Германии падают объемы пожертвований церкви.

А теперь — самое интересное. На этом фоне, констатирует газета, папа римский Франциск демонстративно игнорирует происходящее в Европе. И фокусируется на "глобальном юге", то есть на Африке, Южной Америке и Юго-Восточной Азии, где уровень религиозности населения еще высок. Он призывает священников активнее участвовать в жизни обездоленных, помогать им и защищать от произвола. И тем самым как бы признает, что Бог в версии традиционной западной церкви нужен только бедным, необразованным и бесправным.

При этом ему следует поторопиться, ехидно намекают журналисты. Потому что даже в оплоте мирового католицизма Бразилии, как ожидается, к 2030 году католики станут меньшинством — часть паствы уходит в атеисты, часть в евангелические секты, относящиеся к жизни либеральнее и проще.

…Мотивы, по которым римская церковь (как, впрочем, и протестантские — число прихожан падает у всех) перебрасывает основные усилия из Европы и Северной Америки в жаркие бедные страны, нас, в принципе, касаются мало. Нам по понятным причинам ближе другой вопрос: на что "богатые, образованные и защищенные" заменяют религию. Переходят ли они в некое новое высшее качество по сравнению с религиозными землянами из жарких бедных стран? Становятся ли контролирующими свою жизнь сверхчеловеками, рационально орудующими знаниями и стремящимися к саморазвитию?

Статистика говорит, что нет. Статистика говорит, например, что в самой атеистической стране Европы Нидерландах (неверующих 40%, агностиков 30%) "в последние 20 лет школьники показывают все худшие и худшие результаты в чтении, математике и научных дисциплинах", а число едва умеющих читать детей за последнее время удвоилось.

Статистика говорит также, что в другой сильно секуляризированной стране, Великобритании, наблюдается жестокий дефицит квалифицированных кадров: "К 2024 году нам будет не хватать четырех миллионов высокообразованных людей и шести миллионов низкоквалифицированных — уже сегодня у нас девять миллионов человек, плохо умеющих читать и считать".

Кстати, тенденция наметилась не вчера. То, что граждане высокопросвещенных стран выбирают профессии, не требующие напряжения мозга и знаний, констатировали еще несколько лет назад. "Девяносто четыре тысячи молодых людей и девушек окончили курсы стилистов и визажистов, хотя на рынке для них всего 18 тысяч вакансий. Восемьдесят три тысячи получили журналистское и пиарное образование, чтобы заполнить 65 тысяч рабочих мест. При этом на 275 тысяч требуемых строительной отраслью мест претендуют 123 тысячи выпускников, а на 72 тысячи мест инженеров — 40 тысяч выпускников", — писала "Гардиан" в 2012-м. Как легко заметить, за истекшие шесть лет ситуация лишь усугубилась.

Тут, кстати, есть своя ирония. Необходимые кадры для выполнения трудной работы, требующей мозга и повышенной собранности, в передовые страны все больше импортируются — как раз из прозябающих в нищете и религиозности уголков мира. От инженеров и врачей до собственно священников (это, если к ней добросовестно относиться, служба тоже крайне тяжелая).

*****

Живущая двадцать лет в Канаде женщина рассказывала, что на кафедре прикладной математики в университете Йорк (Торонто) её сын был одним из немногих белых (из 105 - 97 китайцы). Также 70-80% преподавателей китайцы из Китая с плохим английским или вообще без английского. Было не очень комфортно, через полтора года он решил получить образование в Санкт-Петербургском Политехническом Университете. Вот видео, где он сравнивает образование в Канаде и России:



1. Что лучше, создание собственного учебного плана для каждого студента самостоятельно или заранее составленное специалистами расписание одинаковое для всех ?
2. Как длинные забастовки преподавателей в Торонто влияют на качество учебы студентов ?
3. Сравнение зарлат, уровня и качества работы профессорско - преподавательского состава.
4. Какая существует форма экзаменов? Важно ли это для качества будущего специалиста и как это влияет на развитие личности?
5. Как западное образование сравнивается с остатками советского образования - в чем плюсы и минусы ?
6. Фактор наличия студенческой группы, работающей вместе на всех предметах и выступающей как коллективная сила помощи и взаимной поддержки - есть в этом смысл или нет ?
7. Уровень знаний среднего студента и как составлена программа обучения.
8. Количество учебных часов в программе и наличие дополнительных сложных предметов, вписанных в учебный план при желании совмещать теорию математики и программирование.
9. Основной контингент профессоров в Торонто, это китайцы плохо говорящие по английски.
10. Плата за обучение в Канаде, в России и в том числе для иностранных студентов.

*****

Иными словами, не заметно, чтобы отказ от религии совпал у благополучных наций с какими-то коллективными интеллектуальными прорывами.

Зато налицо другие прорывы. В частности, у просвещенных наций зафиксирован резкий рост потребления "органической еды", которая, предположительно, очень оздоровляет организм и продлевает счастье, — и плевать, что медицинские исследования никакого благотворного влияния на организм по сравнению с едой обычной у нее не обнаруживают. Зато Органик Фуд стоит в среднем в полтора-два раза дороже — и просвещенные европейцы массово стремятся есть эти люксовые моркови и лакшери-картошку. Потому что верят.

Кстати, эти же просвещенные рациональные люди все чаще обращаются к "альтернативной медицине" — основанной не на клинических исследованиях, а на смелых концепциях, передовых умозрительных теориях и прочих секретах долголетия древних майя. Альтернативной медицине они тоже верят.

Эти же просвещенные люди отказываются от самой экологически чистой и дешевой на свете атомной энергии, предпочитая дорогущую и (сюрприз) тоже токсичную "чистую солнечную". Кстати, среди веганов (не едящих ничего животного, потому что "нельзя отбирать молоко у телят" и "яйца несут куры в концлагерных условиях") в передовом мире подавляющее большинство "с дипломами".

И это мы не говорим о тех случаях, когда просвещенные люди дружно голосуют за что-нибудь действительно полезное, — но не потому, что изучили вопрос и убедились в его полезности, а тупо потому, что модно и авторитеты советуют. А авторитетам они верят не хуже, чем их верующие прапрадедушки.

…Иными словами, так называемый отход от религии вовсе не означает освобождение гордого и могучего разума европейцев (или американцев, или продвинутых россиян). Он означает лишь, что данные граждане не верят в "спасение души по старинке", заповеданное не знавшими удобств предками и представляемое в скучных архаичных формах. Зато они запросто и некритично принимают то, что, как им сказали — полезно, престижно, экологично. И конечно же, передово. Особенно если это модно-полезное им увлекательно пропиарили — желательно с анимацией в 3D.

Кстати, показательно, что в России наиболее "антирелигиозно" настроенная часть граждан — та, что ходит на лекции научных журналисток и ухохатывается над ритуальными освящениями ракет и АЭС — является, как правило, детьми высокодуховных интеллигентов конца советского периода. Те, напротив, ухохатывались над коммунистическими ритуалами и с большей или меньшей демонстративностью ходили в церковь. Потому что религиозность тогда была таким же элементом моды и продвинутости, как и прослушивание Deep Purple.

Все это заставляет предположить, что религию из просвещенных частей мира выдавливают не условные Силы Разума. А скорее — более успешные и убедительные конкуренты на рынке надежд, страхов и эмоциональных переживаний.

То есть на самом деле передовые граждане просвещенных стран просто больше не верят, что у них есть душа и ее надо от чего-то спасать."


ivanov_petrov: Массы - особая социальная конструкция. Общее для всех образование. Близкие социальные позиции. Индустриальные массы. В социальном смысле существенно похожи, легко находят общий язык из-за общего образования. Сейчас: нет большинства, нет масс, общество раздроблено на множество меньшинств с самыми разными интересами и языками. Они не могут договориться меж собой. Их согласие может быть не по пониманию и сходству, а лишь по договоренности, это количественное согласие - как на выборах. Большинство и масса получается только в том случае, если их считать. В качественном отношении они крайне различны. Общество без масс - новая социологическая реальность, и там приходится переопределять многие понятия. Например, в таком обществе теряет смысл понятие "классика" и "интересы большинства".


Originally posted by az118 at Фальсификация фальсификации Карла Поппера
Чем мотивирован "критический рационализм" и метод фальсификации Поппера?

Тем же, чем и его "открытое общество" - страхом
индивидуалиста утратить фикцию индивидуальной свободы.

Ведь если теория неопровержима, от нее некуда сбежать.
Стало быть, объявляя подлинное научным, а научное -
опровержимым, пытаются создать представление об истинном
как об объективном, подчиненном индивидуальной субъективности,
способной по желанию опровергнуть оную объективность
как несвободу.

Понятно, что Теория Заговора - лишь частный случай
Теории Внешней Воли, утверждающей внешние индивиду Законы,
от природных до исторических, включая экономические и юридические,
лишающей индивида иллюзии свободы. Отсюда психологическая
потребность иметь возможность опровергнуть любую теорию.

По существу самой фальсификации очевидно, что это банальность,
поскольку любой претендент на что-либо подвергается испытаниям
на годность. И вопрос - на пригодность чему. В случае Поппера -
на пригодность идеалу индивидуальной свободы. Кончается вся
эта бадяга постмодерном, в котором индивидуализированная масса
открытого общества манипулируется закрытым клубом метафункционалов.

Таким образом, установка на субъективную индивидуальную свободу,
отрицая свободу субъектную как причастность родовой сущности, погружает
индивида в иллюзию, ведущую к уплощению реальности и замене
внутренне-волевой бытийственной иерархии на внешнюю
чуждую ему властную инстанцию, парящую над равниной
"объективной" экзистенции, его обителью, как полем
экспериментов оной инстанции.
Tags: будущее, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments