Кризис нашего мира (swamp_lynx) wrote,
Кризис нашего мира
swamp_lynx

Categories:

Либеральная специфика понимания человека

"Одним из признанных классиков либерализма был последователь Иеремии Бентама английский философ Джон Стюарт Милль. Идеи Милля помогают детально разобраться, в чем состоит либеральная специфика понимания человека, и как она соотносится с основным направлением мысли в Новое время. Понятие "либерализм" образовано от латинского слова "libertas", т.е. "свобода". На толковании понятия "свобода" следует остановиться подробнее. Милль, рассуждая о свободе, разделяет две различные категории: первая категория - "freedom" (от англосаксонского корня "free", сравни немецкое "frei" - "свобода"), а вторая - "либерти" (от латинского "libertas" - свобода). Несмотря на то, что оба слова на разных языках обозначают нечто приблизительно одинаковое, Милль нагружает их различным смыслом, чтобы сделать свою мысль более наглядной." Александр Дугин.

"Так "freedom", с точки зрения Милля, это "свобода для", "свобода как открытая возможность созидательного позитивного действия", "свобода, заведомо ориентированная к какой-то цели", "свобода содержательная". Он считает эту категорию "философской" и "отвлеченной", "метафизической" и "мистической". Эта "свобода" для него слишком абстрактна и произвольна, и следовательно, не представляет большого интереса. Не отрицая этой свободы, - freedom, - Милль просто отказывается принимать ее в расчет, проявляет к ней безразличие. Свое основное внимание он сосредоточил на иной категории - на "свободе от", как он трактует слово "liberty".

Здесь он затрагивает сам нерв современности, истоки чего мы встречаем и у более ранних творцов современной политической картины мира, постоянно стремящихся освободить область политического и государственного от соображений религиозного и метафизического характера. "Свобода от" является, на самом деле, лейтмотивом всего Нового времени, характерным для всех его этапов - от ранних (задолго до Милля) до самых последних.

Либерализм точно схватывает основную силовую линию современности, обобщает и концептуализирует ее наиболее полноценным образом. В установке либерализма автономный индивидуум, конкретный человек освобождается от того, что составляло суть и смысл традиционного общества, т.е. от сопричастности к Богу, бытию, преданиям, обрядам, устоям, окружающему миру, другим людям. Это - освобождение от всех форм соучастия в целом, освобождение части от целого, которое выносится за скобки. Продлевая логически установку либерализма до последнего предела, мы заключаем, что либерализм стремится освободить человека от любого содержания, предоставляя его бытие полному покою и полной неопределенности. Идеал, к которому стремится либерализм, это тотальная десакрализация мира, политики и общества, ускользание индивидуума ото всех внешних и внутренних влияний (отчасти это похоже на теорию "избежания страдания" древнегреческого философа-материалиста Эпикура).

Последовательная либеральная программа, утверждая эту негативную свободу, настаивает на том, чтобы на атомарного индивидуума не воздействовали ни государство, ни религия, ни традиция, ни сословные, кастовые и иные социальные институты, ни даже какие-либо проявления общественной оценки или общественного мнения. Более того, любой диалог, общение между собой двух атомарных индивидуумов также подозрительны, так как, в определенном смысле, ограничивает извне "свободу", влияя информационно, психологически, физически на принятие индивидуального решения.

Если "freedom" - это свобода соучастия, то "liberty" - это свобода неучастия. Вот что писал Милль по этому поводу: "Сфера жизни индивидуума, которая имеет непосредственное отношение к нему самому и есть сфера его индивидуальной свободы". ("О свободе"). Единственное, в чем человек может быть свободен, это в том, чтобы его абсолютно все "оставили в покое". В этом есть основополагающий элемент либерализма.

В философских текстах Милля емко воплощена воля к тотальной десакрализации бытия, к лишению мира и общественных институтов какого бы то ни было самостоятельного значения. Эмпирический индивидуум, предоставленный самому себе, может быть уверен в существовании только самого себя и аппарата своих суждений (рассудка). Если традиционное общество и онтологическая философия всячески стремятся реинтегрировать индивидуума в бытие, то либерализм, напротив, стремится как можно больше очистить его от бытия, освободить от него. Последним итогом такого освобождения становится состояние "тюрьмы без стен", по выражению французского философа-экзистенциалиста Жан-Поль Сартра."
Tags: будущее, культура, психология
Subscribe

  • Василий Белов, крестьянский сын

    "Рушилась «великая школа тысячелетнего труда», которая и была одновременно школой нравственности. Та школа, в которой поколение за поколением…

  • Либеральный феминизм

    "Либеральный феминизм основан на том, что нормативно-социальный типом в обществе является мужчина. Женщина в правовом смысле Зап. Европы и США –…

  • Соло как образ жизни

    Originally posted by yaponskiebudni1 at Соло как образ жизни Вы любите проводить время в одиночку? В кафе в одиночку заходите? А на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments