Кризис нашего мира (swamp_lynx) wrote,
Кризис нашего мира
swamp_lynx

Category:

Как умирает западный сверхчеловек

"Лопнула финансовая система, точно затычку выдернули из шарика, и свистит воздух, вырываясь из пустой игрушки. То фаустовский дух с шумом выходит из непомерно раздутого пузыря цивилизации. Пузырь надували пятьсот лет — но в ушедшем столетии дули с остервенением, из последних сил накачивали философией и культурологией, отчаянным враньем, и проектами, проектами, проектами. Вот есть такой интересный проект — считать Россию Европой. А что, недурно придумано. А еще давайте выдумаем средний класс — настрижем акций, раздадим дурням, и дело в шляпе. Тоже красиво. А еще давайте будем самовыражаться. Что выражать-то? А самих себя, вот что. Можно завернуть пианино в войлок и измазать навозом. Казалось бы — зачем? А это есть торжество свободного духа, личностной культуры. Актуально. И ширится шаг современной культуры, пустой и торгашеской.
Личность религиозная и личность цивилизованная — распались, как и прежде, на две неслиянные субстанции, и не под силу западной культуре собрать их воедино." Максим Кантор.

jjaJ8kOrIM7QDpfx28fvUDGkXlKKeMLM

"Откуда, откуда же начался обман? С того ли момента, как школа фон Хайека восторжествовала над кейнсианцами? С отмены золотого стандарта? Или с фаустовской максимы, столь любимой всяким интеллигентным человеком — «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой»? А прочие, что, недостойны жизни?

Началось ли искажение представления о личности с того момента, как человек стал отстаивать свои права в ущерб обязанностям? Разве нажива — главное из человеческих прав? А ведь либерально-демократическая мораль сказала именно это. Если богатый, то непременно умный, и уж пожалуй что и добрый, и наверняка отзывчивый — как мы все поверили в эти нелепые слова. Ясно сказано, что богатому не войти в царство Божие, но караваны верблюдов, груженных ворованным барахлом, прогнали сквозь игольное ушко.

Следующим поколениям западных людей придется ни много ни мало, как пересмотреть культурный стереотип, безотказно работавший пятьсот лет подряд. Это настолько дико, что даже написать такое трудно — а каково сделать? Личность — в понимании западной цивилизации — свой век прожила, эта личность оказалась смертна; вот, смотрите, как жалко она умирает, цепляясь за ипотечный кредит, — и личности даже нечего сказать в свои последние часы.

Смотрите, как умирает западный Сверхчеловек: он хотел хорошего, он хотел подвига. Он, пожалуй, даже намеревался многих осчастливить. Сверхчеловек хотел построить сверхчеловечество — положим ему на могилу венок, который он заслужил: поделки салонного авангарда, листики фальшивых акций, чертежи элитного жилья.
Мы входим в новое Средневековье, где Запад займет прежнее скромное место."


Originally posted by az118 at Лем и Стругацкие против Тарковского
Лем и Стругацкие начинали с апологии прогресса и человеческого духа как меры всех вещей для себя любимых, а кончили константацией глубочайшего кризиса самих основ человеческого существования и мотиваций при явном разочаровании в самом человеке как якобы вершине мироздания.

у Лема главной темой с 60-х гг стало бессилие гордого западного духа перед Вселенной и Историей.

у Стругацких к этому добавился мотив неизбежного эволюционного неравенства людей, выделения среди людской массы мизерного меньшинства, которому уже нет дела до громадного большинства, и общего кризиса идей о должном и как следствие мотивов любой деятельности.

Творчество Андрея Тарковского о человеческой душе, которой нужны родные близкие души и родной дом под родным небом Святого Духа на родной земле Богородицы рядом с Сыном-Спасом.

"Андрей Рублев", "Зеркало", "Иваново детство" совсем не заграничные, а последние два во многом и автобиографичные, снятые русским человеком о русской душе на русской земле под русским небом, на которые наступают прогресс и современность с перспективой "Солярса" и "Сталкера" и потеря которых отражена в депрессивных уже заграничных "Ностальгии" и "Жертвоприношении", после которых Тарковский покинул сей мир...


Originally posted by az118 at Барроко & Просвещение vs Романтизм
киножурнал "Хочу все знать", конечно, был замечательным детским образовательным проектом, но для эпохи сов.модерна.
С конца 60-х гг прошлого века обозначилась тенденция поступать с модерном также, как основатели модерна в начале 17 века - Ф.Бекон, Декарт и более мелкие деятели - поступили с премодерном - разрушать, объявив его (тогда премодерна, а в конце 20-го века уже модерна) ценности предрассудками и мифами в негативном смысле.
Отличие в том, создатели Нового времени имели свой проект - деистический рационализм: Бог создал мир и ушел на покой, и потому никакого Спасителя ждать не приходиться, сл-но, спасаться надо самим, познавая мир, коий есть совершенный механизм, и его порядок и овладевая природой, для чего человеку дан разум.
Этот проект в области искусства и архитектуры развернулся в барроко, а в философии и науке в Просвещение, общим стержнем с барроко имевшем идею Архитектора Вселенной, отрицавшую ценность героизма как неразумного варварства в пользу расчетливой разумности, против чего в конце 18 века возникла реакция Романтизма, реактуализировшего Данте как выразителя героического трагизма бытия, которому были близки поздний Пушкин с конца 1820-х и Николай I. Весь 19 век в России шла скрытая борьба романтиков с прогрессистами-масонами и либералами.
Однако отрицатели модерна отрицают и героическое, и разумное в пользу индивидуальной свободы инфантилов.


Originally posted by az118 at Культура vs цивилизация
Подлинная культура как пространство, связующее поколения предков - образцов этики - с образуемыми и воспитуемыми потомками и сословия с их особенными местами в бытии народа и государства в единую семью, древнее и глубиннее цивилизации, которая и есть порождение города-civitas и его спутников - ремесла и торговли и их крови-денег.

на востоке город подчинялся культуре, а культура - Небу как Отцу-Духу, истинной Природе-Душе и Сыну Неба - Императору-Слову - пока в 19 веке туда насильно не вторгся запад.

на западе город за 1000 лет своего возрождения после резкого упадка раннего средневековья 6-10 вв сожрал культуру, подменив ее культом деловитости и торгашеско-гедонистской цивильности, восстановив протобуржуазность классической и поздней античности 5 в до н.э. - 5 в н.э.


Технократическая культура и цивилизация, сущность которых в прогрессе техники, - культура и цивилизация автокаталитического процесса становления искусственной телесности для ублажения души под страхом смерти - цивилизация самовоспроизводства уже не человека, служащего Богу, а техники (средств) через человека, цивилизация строительства дома без хозяина-духа.

Вообще, природы жизни, человека, культуры и цивилизации историчны и потому автокаталитичны, ибо их сущностные продукты необходимо являются катализаторами процессов, их же воспроизводящих. И только Гегель, Маркс и Хайдеггер поняли это, хотя каждый по своему:

Гегель понял что саморазвертывание Абсолютного Духа происходит как автокаталитический процесс самоотчуждения и якобы возвращения к себе в высшем синтезе, чему Маркс придал форму диамата и истмата - история творит нового человека, творящего свою историю.

Хайдеггер распознал в этом одну из сторон процесса всемирного нигилизма

Культура - живое пространство воспитания-просвещения (образования потомков) и преклонения-почитания (культа предков)

или, иначе,. культура - органично-традиционный феномен самовоспроизводства конкретной человеческой общности как единого организма, выраженный в системе ее ценностей, связывающей предков как источника образцов этики и морали с воспроизводящими оные образцы потомками.

однако становление культуры ведет к разрастанию технических служебных функций, получающих завершенное оформление в городе, каковой становится основой цивилизации, со временем подчиняющей породившую ее культуру: техническое начинает господствовать над органическим, вызывая разложение культуры и трансформацию организма в механизм из атомарных индивидов-граждан (горожан) цивилизации как анти-природы и анти-культуры - "культуры для культуры" - быдло возделывает скот, дегенераты - цветочки (ТЕХNE).


Под природой здесь понимается не окружающий физический мир (это новоевропейское извращенное понимание), но природа-сущность, порождающая сущее, несущее в себе свою природу, т.е. китайская природа (природа китайцев) - это то, что делает китайца китайцем, а не индийцем (проявляемое как единство языка, этоса, культуры и фенотипа, причем последний не существеннен - могут быть раскосые русские - главное поведение и язык)

Американцы с ТНК стали сознательно уничтожать как раз природы-сущности (антиэссенциализм), поскольку эти природы не дают переформатировать мир под новейшую парадигму всемирного Торгового Центра, не признающего вообще никаких границ, кроме границ индивида (номинализм и либерализм) - потребителя товаров и услуг


Очевидно, что устойчивое самовоспроизводство человеческих сообществ как целостностей, определяется их:

- субкультурой, связывающей поколения только био-психически, в отсутствии сословий, что дает дикость;
- культурой, связывающей поколения и сословия психо-социально, в отсутствии государства, что дает варварство;
- суперкультурой, связывающей поколения и сословия социо-духовно в государство-суперсемью во главе с государем, и дающей цивилизацию.

при деградации цивилизации наступает фаза анти-культуры - цивилизации без культуры, новой дикости, или без суперкультуры, нового варварства внутри развитой торгово-производительной цивильной оболочки.


Поскольку культура соединяет поколения, возделывая потомков почитающих предков, и сословия, каждое из которых занимает свое место в бытии социума и государства, то она

а) живое, ибо воплощает жизнь,

б) пространство, потому как есть топологическое многообразие форм этой живой связи поколений, гендеров и сословий как единого организма,

в) которое уничтожается разрывом связей между поколениями, подменой сословий классами из случайных эфемерных коллективов, идеологией космополитизма, либерализма, которые ориентированны на ценности индивида, все идентичности, - половые, гендерные, этнические, национальные и т.д., - которого размываются, превращая его в "НОВОГО КОЧЕВНИКА" (С) Жак Аттали, т.е. в блоху без пола, рода и племени, скачущую по поверхности ставшей маленькой Земли в погоне за хлебом и зрелищами.

мантры про 21-й век и "сложность общества" оставим для умственно отсталых, ибо сословное общество древнего Египта или высокого средневековья по социальной структуре было на порядок сложнее просто тому что тогда болтунов про социальное равенство скармливали крокодилам или сажали на кол. и правильно делали, ибо социальный рак лечится хирургически


Современная постбуржуазность будучи насквозь пропитанной тотальной иронией к высшим сверхчеловеческим ценностям, подобно желудочной кислоте разъедает подлинную культуру и оформляющую ее цивилизацию, ассимилированные продукты разложения которых становятся пищей либеральных образованных обывателей информационного общества потребления и катализаторами новой иронии.

лакмусова бумажка такой постбужуазности - отношение к традиции, религии, государству, неприятие которых сопровождается выделением оной кислоты и ностальгией по поручику Голицину, который уже не князь, а герой октября 1905, февраля 1917 и позднесоветских анекдотов.


Поиск "das Man, Machenschaft" в Яндексе половину ссылок дает на Хайдеггера
очевидно, что сии сущности - отчужденный сам от себя индивид, деловитость, а также беспочвенность и технологичность (а говорить надо именно о технологичности (ремесленничестве), а не о технике вообще), коренным образом присущи городской цивилизации классической и поздней античности, с которых началось забвение бытия, и эпохе ее (вос-)становления с позднего Средневековья, Возрождения, Нового времени по сей день, когда забвение бытия прогрессивно продолжилось, развернувшись в процесс всемирного нигилизма перманентного самоотрицания, который Хайдеггер называет Волей-к-воле, в сущности к произволу, для которого нужен ошейник закона (за-кон кладет конец произволу), в попытке убежать от Судьбы как пред-назначения (русская Воля к воле имеет совершенно иную природу), и абсолютно чужды аграрной культуре почитания корней-предков и служения им и взращивания плодов-потомков и заботы о них, характерной для высокой Архаики, Средневековья и Дальнего Востока до экспансии европейско-близневосточного нигилизма, где только и возможен Восход Непобедимого Солнца.


Originally posted by az118 at О европейской субъектности и русском европейничании
Почти никто не обращает внимания на очевидную тесную связь между европеизацией в 18 веке русского дворянства, ведущей к его перерождению из служилого сословия в сословие бар и интеллигентов, и усилением крепостного права, ибо свобода "русского европейца" в 17-19 вв покупалась порабощением собственного крестьянства так же как и европейца прусского, остзейского или польско-литовского до Наполеоновских войн.
Чем больше было товарное производство зерна, тем страшнее было вторичное крепостное право.

дело в том, что в Европе стандарты уровня жизни дворян и мещан с эпохи барокко, испытавшей сильное эстетическое влияние цинского Китая и Индии, где тем не менее никогда не было культа свободного субъекта, возникшего после Реформации в Европе и в конечном итоге приведшего мир в неолиберальное болото, задавали Испания, Франция и протестантская Англия, имевшие обширные заморские колонии, материально эти стандарты обеспечивавшие, но которых не было у стран Центральной и Восточной Европы, вынужденных компенсировать их отсутствие за счет своего крестьянства.

европейничание, суть коего в возвеличивании низовой субъектности, (как и псевдоазиатчание в подмене соборного вертикального холизма плоским гиперколлективзмом) - это русское губительное для России обезьяничание


Originally posted by az118 at Диалог о власти, социализме и либерализме
У 99% человеков иллюзии о западной "демократии". На западе относительная демократия лишь на местном уровне, где все всех знают - уровне знакомых соседей. Выше - скрытая олигархия.

Понимание демократии зависит от понимания природы демоса и социальных систем, в том числе поддерживающий их соц.психологий и обслуживающих их идеологий, адекватного понимания коих у либерала в принципе быть не может, поскольку либерал, ставя свою свободу (т.е. свою обособленность) превыше всего, рубит сук, на котором сидит, либо провоцируя несправедливость, либо фальшивое равенство и скрытое рабство, ибо такова диалектика.

Современное буржуазное общество классовое и массовое и в нем формальное буржуазное равенство. Формальное, но не реальное. Оно было таким и 150 лет назад во Франции. При этом сущностные подвижки произошли только за последние 40 лет. И эта система катится в пропасть.


В конце позднего модерна из-за непрерывно возраставших рисков глобального самоуничтожения был начат разворот к постмодерну с иными социальной структурой и типом человека-потребителя через конвергенцию кап. и соц.систем с передачей глобальной власти ТНК в т.ч. с использованием глобальных революционно-политических идеологических структур, имевших корни во всех развитых странах с конца 19 века, на основе которых в 70 гг 20 века возник феномен американских неоконов, целью которых стало превращение США в центр ТНК, второй такой центр возник в 90-е гг в Европе - ЕС, с переносом центра тяжести в экономике из индустрии, где НТП непрерывно вытесняет массы работников, в сферу виртуальных услуг, позволяющую симулировать занятость через агрессивную рекламу их потреблять и тем самым оплачивать как можно большей массе потребителей, для чего необходимо свободное движение капитала, труда, товаров, ведущее к разрушению суверенитетов государств и традиций и смешению человеков в глобальном Вавилоне.

Модерн - буржуазно индустриальная массовая эпоха.
Социализм -особый догоняющий ее этап.
СССР - форма модерна, не выдержавшая перехода к постмодерну.

Индивидуализм - обратная сторона массового городского общества, появляется и развивается вместе с ним как компенсация и способ самосохранения индивида в форме атома массы.

И все это было зачато Сократом в эпоху кризиса античного полиса, рождено в эпоху Возрождения и напилось крови в Реформации - время острейшего кризиса христианства, встало на ножки в эпоху Просвещения, чтобы в веке-волкодаве порадовать массы яркими красками и волшебными звуками между революциями и мировыми войнами перед концом света ;)
Tags: будущее, история, культура, подборка
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments