Кризис нашего мира (swamp_lynx) wrote,
Кризис нашего мира
swamp_lynx

Categories:

Я пишу имя твое: Свобода

И мощью его и властью
Я вновь начинаю жить
Рожденный чтоб знать тебя
Чтобы тебя назвать
Свобода.


"Это стихотворение Пола Элюара рефреном повторяется в фильме Дэвида Кроненберга "Звездная карта". Поль Элюар французский коммунист, участвовал в сопротивлении в годы Второй Мировой войны, листовки с этим самым стихотворением «Свобода» разбрасывались английской авиацией над Францией во время войны. Собственно коммунисты сейчас уже не так популярны, но им наследуют современные левые различного рода, приобретшие огромное влияние в культурных кругах запада: революция 1968 года, движение хиппи, сексуальная революция — все это события, тесно связанные с идеологией левого движения и неомарксизма. Зачем я пишу об этом в рецензии? Да потому что без этого будет не так просто понять, о чем этот фильм «Звездная карта»." Кирилл Бухарин.

"Судя по всему, этот фильм станет последним в карьере Кроненберга, родившегося в 1943 году, на момент создания «Звездной карты» ему был уже 71 год. То есть перед нами своего рода завещание Кроненберга. Здесь автор еще раз повторяет то, что уже говорил в своих старых фильмах, преимущественно те же самые темы, которые он поднимает в последний раз, показывая, что он по-прежнему придерживается тех же взглядов. Он как бы говорит, что жизнь подтвердила все те прогнозы и предостережения, которые он делал в своих старых фильмах, и он не отказывается от своей позиции, поскольку жизнь не опровергла, а только подтвердила ее. Что же это за позиция, и что же это за темы?

awrj2s

Для этого желательно знать старые фильмы Кроненберга, такие как Выводок, Бешеная, Сканнеры и другие. Но прежде всего мне хочется вспомнить фильм «Судороги». Все-таки, логично вспомнить о первом большом фильме режиссера, когда мы говорим о последнем. Сюжет «Судорог» был довольно прост: некий психиатр создает искусственного паразита, повышающего сексуальность людей и отключающего им мозги, паразит начинает распространяться как эпидемия. Это была очевидная сатира на сексуальную революцию и популярную психологию 60-70-х, призывающую к разного рода раскрепощению и освобождению. То, что в «Судорогах» было мрачным предостережением, в «Звездной карте» рассматривается как свершившийся факт, эпидемия распространилась, «раскрепощение» достигнуто, а теперь полюбуйтесь на его плоды. Вот поэтому здесь и повторяются постоянно стихи о свободе, Кроненберг намекает в который уже раз, что свобода не так безопасна как кажется, что эта свобода может превратиться и уже фактически превратилась во вседозволенность, а вседозволенность как раз и порождает тех персонажей, которых мы видим в «Звездной карте».

Взрослые персонажи фильма очевидно выросли во время расцвета движения хиппи и сексуальной революции, они сформированы этой эпохой. Это прежде всего героиня Джулианны Мур, которая говорит как ей понравился Далай-Лама, жаль что с ним нельзя потусоваться — типичная поверхностность хиппи, в другой сцене она с показным стыдом говорит что чувствует себя плохой лесбиянкой (в «освободившемся» толерантном обществе стыдно быть плохой лесбиянкой, это же практически сексизм). В подобном же ключе показан персонаж Джона Кьюсака, модный психолог, который говорит своей дочери: «Бери деньги и проваливай отсюда, работай над собой!».

Психология и психотерапия одна из излюбленных тем Кроненберга, над которой он всегда иронизировал и показывал ее опасности и вред, тут можно вспомнить такие фильмы как "Выводок", "Сканнеры" и конечно, "Опасный метод". Психотерапия различного рода очень популярна в Америке, особенно среди художественной богемы, Кроненберг очень хорошо знает этот мир, в котором он прожил всю свою жизнь, и здесь его сатира бьет очень точно, российскому зрителю это не так понятно из-за непопулярности у нас психотерапии.

Третья излюбленная тема Кроненберга - это патологии, как физические, так и душевные. Здесь это также раскрыто в полной мере. Детские персонажи получились более живыми, и, думаю, это не случайно. Кроненберг довольно явно возлагает вину за все беды на поколение взрослых, поколение сексуальной революции и свободы, превращающейся во вседозволенность и извращения. А дети просто несут на себе последствия извращений родителей, и симпатия автора очевидно на их стороне.

Не могу назвать этот фильм шедевром, здесь есть прекрасная музыка, прекрасные актеры, прекрасные сцены, но есть и сцены крайне отвратительные, грубоватый юмор Кроненберга не всегда здесь хорошо сочетается с драматизмом и настоящей трагедией героев. Тем не менее, фильм безусловно заслуживает внимания, особенно если вам нравится Кроненберг в целом."
Tags: picture, будущее, фильмы
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Эра слабых людей

    "Значительная часть людей в нашем обществе или даже в нашем человечестве готова с радостью конвертировать свою свободу в комфорт. Слабый человек…

  • Эдуард Лимонов "Словарь Санатория"

    "Словарь, нами употребляемый, — это мы, терминология общества — само общество. Космополитическим средством выражения современного мира, как уже было…

  • Эдуард Лимонов "Санаторий"

    "Ежедневная жизнь в любом из обществ белой цивилизации, будь то Западный Блок — Европа и ее space — колонии (Соединенные Штаты Америки, Канада,…

  • Клод Шаброль

    Вы назвали свой фильм "Церемония" последним марксистским фильмом... — Это правда. К сожалению, я впервые приехал в Россию после распада СССР — с…

  • Георгий Осипов. Странные фильмы

    "Не обольщайтесь относительно «посвящения». За каждым градусом вас ожидает очередная абракадабра и сомнительная метаморфоза из жертвы в шарлатана и…

  • Дэвид Барни. Интеллектуальный пейзаж современной Франции

    "Если перечитать сегодня тексты "новых левых" начала 70-х, — Жюли, Кушнера или Глюксмана, — возникнет странное ощущение, что сегодня от их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment