Кризис нашего мира (swamp_lynx) wrote,
Кризис нашего мира
swamp_lynx

Category:

Кто придёт на смену нынешней власти

"Нынешний состав власти: бывшие комсомольцы, чины охранки, фарцовщики и т.п. – дети 60-х – не самое печальное для страны. Конечно, они трескучи, несерьезны, не умеют и не желают делать свое дело тихо и без показухи, превращая все происходящее в крикливое выступление в "Политехническом" и бурное обсуждение ресторана "Одуванчик". Они сентиментальны и жестоки, их патриотизм лубочно глуповат, так как скрывает истинные ценности, некогда прибретенные в переходе у ГУМа – шикарные западные штаны и кассеты, которые и легли в основу карго-культа невидимой руки рынка. Однако они видели реальную жизнь, в них есть хищное добродушие, а воспоминания об эскимо по 20 копеек и пионерских дискотеках могут остановить уже занесенную руку с острой бритвой. Они в глубине души знают, что только притворяются властью, играют в нее – как школьники, которые устроили свой парламент во время болезни учителя." Максим Шмырев.

"Но подрастают их дети. Выросшие в замках среди раболепной челяди, знающие и презирающие запад, холодно взирающие на восток – на все и всех, кроме своего узкого круга. Не знающие цену деньгам, которые они привыкли брать, а не зарабатывать. Капризные, избалованные, с купленными дипломами и должностями – они тяготятся опекой отцов, желая стать всем и смертельно этого боясь. Их правление, переданное усталыми предками, будет еще страшнее – диктатура испорченных карапузов. Вероятно, оно будет недолгим.

1331175096_7141bD181D0B0D180D0B4

И шатается-слоняется поколение 70-х, будто вечный подросток, младший брат или нелюбимый старший сын. Постоянно обманутый – лишенный обещанных коммунизма и мировой войны, по малолетству плохо вписавшийся в рынок, хотевший стать, но и так не ставший офисным планктоном (уехала ярмарка, табор нулевых отправился в небо). Обделенный властью, некий зазор между правлениями, ходит подросток, созерцая луну и звезды, ощущая течение дней. Проживет ли это поколение в созерцательности или все же – стариками – станет властью, познавшее жизнь и умудренное, как Василий Темный? Какова его судьба?.."

Natasha Bazhenova. Не станет. Ибо конформизм не приводит к власти. Придут другие лучшие. Рожденные в пересменке систем, за которыми не усмотрела Матрица.

Сергей Арутюнов. Судьба закончится в заботливо превращенный в зеркальный ад клиниках. По сути, они обозначают сегодня "под забором". Ни о какой власти речи не шло изначально. Мы дети лунного света, мы не умеем вгрызаться в жизнь. Если честно, я не так уж не и люблю. Фламандские натюрморты прелестны в живописи. На полотнах они не пахнут ни кровью убитой личи, ни гнилыми фруктовыми мякотями.

Ivan Jarosh. В Америке это называется "молчаливое поколение" 1930-х годов рождения, дети Великой Депрессии. Они не дали (и скорее всего уже не дадут) своей стране ни одного Главу. Они не успели к 1945, тенью мелькнули в полузабытой Корее и были слишком стары для Вьетнама. Даже в культуре поколение Элвиса было очень быстро сметено "британской волной" и ответом на неё людей, рождённых в 1940-е, определявшее культурный лик Запада всю последнюю треть истекшего столетия. Такие поколения бывают, единственный их шанс - послания в бутылке, стихи и романы, которые возможно когда-нибудь прибьёт к берегу, и возможно они будут расшифрованы и прочитаны людьми будущего, с шоколадной кожей и холодными голубыми глазами, если только при коммунизме ещё найдётся кто-то, умеющий читать клинопись.


unnamed


1573579625119262292


«Поколение 70-х годов — это разочаровавшиеся люди»

В Петербурге на международном кинофестивале документального кино «Послание к человеку» показали фильм Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР. 28 лет». Когда началась перестройка, режиссер стал снимать семилетних детей. Он спрашивал их о Боге, о Родине и политике, о планах на жизнь и любви.

Шли годы. Каждые семь лет Мирошниченко возвращался к своим героям и снимал новую часть фильма. Впрочем, Сергей Мирошниченко не первый пытается «написать» портрет поколения. Петербургский режиссер Игорь Шадхан еще в 1978 году начал снимать фильм «Контрольная для взрослых». Он следил за судьбой своих героев вплоть до 1994 года. Сергей Мирошниченко и Игорь Шадхан рассказали «МК» в Питере», чем отличаются поколения 70-х и 90-х годов.

Потерянное поколение

В поисках своих героев Сергей Мирошниченко проехал от Литвы до Киргизии, побывал в Грузии, на Урале, в деревнях на Волге и в крупных сибирских городах. В итоге он выбрал 17 ребят. Сейчас жизнь разбросала их по всему свету. Одни из них живут в России, другие в Литве, Грузии, Киргизии, США, Израиле, Франции и Аргентине. Связывает их только одно — все они родились в стране, которой больше нет. В СССР. Они лишь смутно помнят, как с треском разваливалось их гигантское государство. А вот герои Игоря Шадхана всю свою молодость прожили в СССР. Сейчас им около 50 лет.

— Что вы думаете о поколении 70-х годов? Что это за люди?

Игорь Шадхан: — Я скажу на примере тех ребят, которые снимались у меня в картине «Контрольная для взрослых». К слову, я общаюсь со своими героями до сих пор. По большому счету это несчастливое поколение. Многие из них просто потерялись в жизни. Они были советскими детьми, воспитывались в советской системе. А начинать жизнь пришлось уже в других условиях. Перестройка и эти 20 лет их поломали. Не всем удалось достигнуть того, о чем они мечтали. А ведь среди них были удивительные ребята. Например, Илюша Кочоров, который уже, к великому сожалению, умер. Это был красивый, грациозно картавящий парень. Он думал: я, Илюша Кочоров, должен бороться за справедливость, помогать людям, которые нуждаются в моей защите. Но после развала СССР его идеология была в общем-то никому уже не нужна. Главным становились деньги. А Илюша никогда не был делягой. Его душа пела совсем другую песню. И он стал выпивать... Потом от этого и умер. Поколение 70-х годов хотело прежде всего быть хорошими людьми, что-то представлять из себя. Они не носили одежду из Милана, не ездили в туры по всей планете, не передвигались по городу на удивительно дорогих машинах. Для них не это было самым главным в жизни. Вы знаете, ни одна из моих героинь-девочек не вышла замуж за миллионера. Я думаю, этому поколению до сих пор очень тяжело жить, они все еще не приспособились к новому времени. А ведь моим героям уже за сорок лет.

Сергей Мирошниченко: — Мне кажется, это было поколение поражения. В этих людях отсутствует ген победы. Я преподавал в университете и долгое время не мог увидеть в своих студентах жажду быть первыми. Им нравилось жить в тени. Наверно, им казалось, что в тени ты более сильный. Их вполне устраивала роль изгоев, побежденных. Этому поколению казалось, что лучше всего быть обиженными, гордыми и одинокими.

С широко открытыми глазами

— Сейчас в активную жизнь вступают люди конца 80-х — начала 90-х годов рождения. Чем они отличаются от предшественников?

Сергей Мирошниченко: — Современная молодежь пережила уже два крупнейших потрясения. Сначала во всем мире рухнула идея социальной справедливости. Последствия этого события хорошо заметны именно сейчас. Люди, которые управляют миром, ведут себя как неофеодалы. Они не думают ни о ком, кроме себя. Недавно стало известно, что Билл Гейтс стал богаче еще на 8 миллиардов долларов. И это в то время, когда весь мир переживает кризис! Странно не понимать, что иметь такое богатство — это уже пошло и бессовестно. А вот люди, рожденные в конце 80-х годов, прекрасно это чувствуют. Например, в моем фильме есть Леня. Он сейчас живет в Аргентине. Леня говорит: «Зачем тратить огромные деньги, например, на дорогую технику? Если вы купите телевизор во всю стену, Роналдо на вашем экране лучше играть не будет...» Второе потрясение для нынешней молодежи — это техническая революция. Я думаю, возрождать Россию придется тем молодым людям, которые смогут в это непростое время устоять на ногах. Старшие люди просто не готовы к этому. Они видят для России лишь два пути — сталинский социализм и крайний капитализм. У моего поколения (а я тоже человек 70-х годов) нет стремления к балансу, гармонии. У нас все черно-белое. Мы либо ненавидим, либо отчаянно любим. Возможно, причина такой ограниченности в том, что мы долгое время жили за железным занавесом, мы не видели, как живет окружающий мир. А вот новое поколение куда более открыто. Поэтому только 28–36-летние могут спасти мир от тотального рабства, катастрофы. У них опять появился этот ген победы. Это очень хороший знак. Это ребята 28–36 лет, они выиграют все «Оскары» и Канны мира. Это те люди, которые готовы биться, сражаться и быть первыми. Может быть, они придумают супертехнику, может быть, наконец, поднимут нашу страну. В моем фильме «Рожденные в СССР» есть героиня Марина. Она сказала: «Государство — это мы, народ». Вы только подумайте, девочка из села произнесла эту фразу! Мы так мыслить не могли. И те люди, которым сейчас 50, никогда так не думали. Им не приходило в голову, что это мы с вами должны быть государством, что именно нам принадлежит эта страна. А нынешнее поколение уже прекрасно понимает, что какие мы, такое и государство. В этом отношении поколение 60–70-х годов просто эгоистично. Оно все-таки успело воспользоваться плодами коммунизма. И привыкло жить, надеясь на кого-то.

Игорь Шадхан: — Поколение 70-х годов — это разочаровавшиеся люди. Этого пока нельзя сказать о нынешней молодежи. Они только нащупывают свою дорогу. Но ясно одно: эти два поколения мало чем похожи друг на друга, потому что жили в разных государствах, в разных мирах. Состоится сейчас в жизни молодой человек или нет, зависит от того, сколько он получает, где работает, кто его папа. А раньше успех зависел, скорее, от способностей. Сейчас человек считается успешным, если имеет несколько квартир, недвижимость за границей, огромный дом в пригороде Москвы или Петербурга. А вот мои героини из «Контрольной для взрослых» мечтали хорошо выйти замуж, иметь детей, любить мужа и не испытывать страшной нужды. О дорогих иномарках они, как правило, не думали. А нынешние молодые люди уже при всем желании не могут плюнуть на материальное благосостояние. Я сейчас преподаю у студентов. Периодически ловлю на себе очень неприятные для меня взгляды. Мол, вы, Игорь Абрамович, конечно, что-то из себя представляете, но нам этого было бы на вашем месте мало...

Восстание рабов

Игорь Шадхан: — Поколение 70-х выходило на площади, это они сделали 1991 год! В моем фильме «Контрольная для взрослых» есть герой Алеша Караваев. Совершенно замечательный мальчишка был, певун невероятный. Закончил школу с золотой медалью. Так вот, он вместе с тысячами людей выходил на площадь в 1991 году. У меня есть кадры, которые подтверждают это. Кстати, Алеша сейчас — священнослужитель в синагоге. Кто бы мог это предположить 30 лет назад... Думаю, в этом мальчике государство потеряло совершенно удивительного человека. И другой мой герой Олег Сиверс тоже не остался в стороне от тех событий. Поймите, это поколение уже тогда понимало, что Советский Союз не может обеспечить их рост, процветание. Мои герои не были послушными мальчиками социалистической системы.

Сергей Мирошниченко: — Восстание 1991 года было бунтом рабов. Наверно, я слишком жесток к тому поколению. Я сам был тогда вместе со всеми. Но мы больше походили не на рассерженных горожан, а на восставших рабов. А свободные люди хотят услышать конкретные предложения, как можно исправить ситуацию в нашей стране. За что идти голосовать? За какую систему? Вы думаете, почему мой фильм «Рожденные в СССР» смотрят? Вовсе не потому, что я такой хороший режиссер. Просто людям стало интересно, кто такие нынешние 30-летние, от которых уже завтра будет зависеть наш мир. Чем они занимаются? О чем думают? Самое главное — они понимают, что не надо плевать в свое государство. Потому что это все равно что плевать в самих себя, в свое зеркало.

Молодежь без веры?

— В 1991 году не получилось сделать жизнь людей лучше. Почему? И верите ли вы, что это выйдет сейчас?

Игорь Шадхан: — Не получилось потому, что люди верили в идеалы, в честность капитализма, в благородство всех тех, кто сейчас со страшной силой ворует, грабит их. Вот и все. Нынешнему поколению, с одной стороны, будет легче, потому что их запас веры уже практически исчерпан. Они настороженно относятся к любым идеям, предложениям и к людям, которые их высказывают. А с другой стороны, им сложнее, потому что без веры невозможно добиться честности, справедливости. Если не верить, зачем тогда всё. Я надеюсь, что у этого молодого поколения все еще получится. Я верю не в их мускулы, а в их разум.

Сергей Мирошниченко: — Причина, думаю, в чрезмерном эгоизме тех людей. Все наше поколение хотело жить только для себя. И это стало катализатором катастрофы.

Остановите монстров!

— Что бы вы пожелали этим большим людям?

Сергей Мирошниченко: — Я думаю, мир сейчас стоит перед выбором. Мы можем скатиться к зверству по отношению друг к другу, а можем прийти и к более милосердному отношению к ближним...
...Но все грядущие перемены должны быть созидательными, а не разрушительными. У меня мама всю жизнь проработала учителем. Она мне как-то сказала: «Ты знаешь, Сергей, мне кажется, сейчас надо пожелать ребятам только одного — поменьше потрясений». Все наше поколение хотело перемен. Все мои друзья об этом мечтали: и Юра Шевчук, и Илья Кормильцев. А потом перемены произошли. И новый мир кардинально отличался от того, о котором мы мечтали. Все серьезные перемены в России почему-то рождают лишь монстров. А на развалины приходят безнравственные люди. Я надеюсь, молодое поколение понимает это. Пусть они аккуратно меняют жизнь, не создавая при этом потрясений для самих себя. Пусть не позволяют монстрам паразитировать на стране. Пусть эти молодые люди будут очень осторожными. Пусть они никогда не повторят наших ошибок.
Tags: жизнь, общество
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Что такое «рыночная ориентация» и к чему она ведёт

    В своих работах вы часто говорите о «рыночной ориентации». Что вы подразумеваете под «рыночной ориентацией», доктор Фромм? "Я имею в виду, что…

  • Дети 80х. Последнее советское поколение

    "Мы, дети 80-х, родились в последний советский беби-бум. Притча во языцех, как носились мы по дворам огромными дружными табунами, — одинокие,…

  • Несостоявшаяся глобализация 1984

    Ответ на данный пост. В 1984-м случился пик самоубийств в РСФСР, позднесоветский тупик разрешился самоубийственной перестройкой. Это немного похоже…

  • Последнее позднее цветение нашей жизни

    "Трамп был (есть) хорош, но все же это 70-80-е, уже упадническое время белого человека, игра, заигрывание, кролик из цилиндра: система давала сбои,…

  • Напрасное далёко

    Никогда не нравился фильм "Гостья из будущего", как и не поклонник заглавной песни. Но случайно на просторах сети встретил замечательный кавер, вот…

  • Цивилизация блефа и лжи

    Один из самых любимых киномемоментов - это финал "Однажды в Америке". Происходящее в фильме напоминает, что происходило в России в 90х-00х, как между…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Featured Posts from This Journal

  • Что такое «рыночная ориентация» и к чему она ведёт

    В своих работах вы часто говорите о «рыночной ориентации». Что вы подразумеваете под «рыночной ориентацией», доктор Фромм? "Я имею в виду, что…

  • Дети 80х. Последнее советское поколение

    "Мы, дети 80-х, родились в последний советский беби-бум. Притча во языцех, как носились мы по дворам огромными дружными табунами, — одинокие,…

  • Несостоявшаяся глобализация 1984

    Ответ на данный пост. В 1984-м случился пик самоубийств в РСФСР, позднесоветский тупик разрешился самоубийственной перестройкой. Это немного похоже…

  • Последнее позднее цветение нашей жизни

    "Трамп был (есть) хорош, но все же это 70-80-е, уже упадническое время белого человека, игра, заигрывание, кролик из цилиндра: система давала сбои,…

  • Напрасное далёко

    Никогда не нравился фильм "Гостья из будущего", как и не поклонник заглавной песни. Но случайно на просторах сети встретил замечательный кавер, вот…

  • Цивилизация блефа и лжи

    Один из самых любимых киномемоментов - это финал "Однажды в Америке". Происходящее в фильме напоминает, что происходило в России в 90х-00х, как между…