"Удивляют попытки трактовать такие постановки с позиции "смерти старой доброй Англии", Франции, США (нужное подставить). На самом деле, все эти чернокожие Анны Болейн, Гвиневры пакистанской наружности (британский сериал "Мерлин"), или китайцы при дворе пока-ещё-не короля Артура как в незабвенном фильме Гая Ричи, нужны для одной вещи - сохранить связь времён, сохранить нацию как воображаемое сообщество. Смотрит на всё это пакистанский или чёрный подросток в условном Бирмингеме и ему легче принять тезис, что и король Артур и Анна Болейн - это его история. Будь на их месте белые актёры и актрисы, сделать такой вывод было бы труднее. Значимые символические фигуры национального мифа остаются прежними. Меняется лишь цвет кожи персонажей, но какое это имеет значение для искусственной, сконструированной буржуазной нации, для которой все эти культурные отсылки - лишь средство сплочения индивидов (и какая разница в целом, какой у этих индивидов цвет кожи?). Главное, идеология остаётся прежней. И пусть король Артур стоит во главе мультикультурного сброда, главное что он с пафосом говорит о величии Англии и предлагает всем противникам "преклониться перед Англией"." Александр Бовдунов.
