Кризис нашего мира (swamp_lynx) wrote,
Кризис нашего мира
swamp_lynx

Categories:

О ком писал Джордж Оруэлл

"А кто, собственно, выдумал, что оруэлловский "1984" — это «про Совок»? Напомню - Джордж Оруэлл никогда не бывал в СССР. Он писал о доброй-старой-Англии, как если бы она приняла путь псевдо-социализма (что увижу – то пою). Да, автор базировался на русской теме - на "Мы" Евгения Замятина – эта книга произвела колоссальное впечатление на многих западных интеллектуалов (к слову, и "Дивный новый мир" Олдоса Хаксли имеет всё те же корни).
Однако мир анг-соца и замятинский мир-кристалл-Интеграл – это, как говорится, две большие разницы. Замятин – эстет, наградивший свою антиутопию фантастическим, хотя и зловещим свечением; он создал изумительной красоты цивилизацию-монстра, где всё стерильно и математически выверено: «Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем». Русский тоталитаризм – роскошен. У британца всё смердит, разваливается и кишит злыми крысами. Уже самое начало не предвещает никакого волшебства, пусть и жестокого – неработающий лифт, запашок варёной капусты и маразм в стиле «Война – это мир»." Галина Иванкина.

"Замятинская антиутопия – царство логики, Оруэлл мастерит нелогичный британский ад. Остров Альбион, в отличие от Европы, тяготеет к illogicality – она есть основа british-мировосприятия и тонкого-английского-юмора. В мире Оруэлла есть СССР, и он, точнее - Евразия воюет с Океанией - с англо-американо-австралийским блоком. Там же чётко говорится: «После того как Россия поглотила Европу, а Соединенные Штаты — Британскую империю…». И мы не в курсе, как живёт Евразия – мы видим всё глазами Уинстона, работника Министерства Правды.

Но самое поразительное – это …пролы, что в оруэлловской Океании считаются людьми второго сорта, на коих не распространяются «завоевания Партии», но, с другой стороны, в проловских кварталах можно ещё отыскать реликты «нормальной жизни» - от легкомысленных песенок по радио и косметики – до …обычных разговоров по душам, которые для англичан ещё важнее, чем для русских. Англичанин – болтлив и любит игру слов. Поэтому одним из главных гуманитарных преступлений анг-соца Оруэлл называет убийство словесности и низведение оной до краткого словаря-новояза: «Это прекрасно — уничтожать слова. Главный мусор скопился, конечно в глаголах и прилагательных, но и среди существительных — сотни и сотни лишних».

Так вот пролы. Это типичное для Англии разделение социума на высших и низших. Ни один другой народ не додумался до социал-дарвинизма, тогда как евгеника и сопутствующие «товары» — это британское наследие. Когда это пытались применять, допустим, германцы, получалась такая чудовищная гадость, что последствия аукаются до сих пор. А в Англии оно – как бы норма. Традиция. Часть бытия. Культурный код. В том же СССР, равно как и в других социалистических странах, пролетарии – гегемон или, по крайней мере, активная часть общества.

Партия анг-соца напрямую учит: «Пролы по своей природе низшие существа». Партии главное, чтобы пролы батрачили да размножались, а чем они заняты, хоть спекуляцией или воровством, равно как проституцией — не так важно. Один из лозунгов Партии гласит: «Пролы и животные свободны». Кстати, так называемое «быдло» в Британии – это конкретно «другие». Даже не надо посещать Лондон да Бирмингем, чтобы это понять – достаточно набрать в Гугле: «Английское быдло гуляет». И вам откроется дивное. Заблёванные, неделями немытые, с остановившимся взглядом парни, мужики, дедушки. Бабы и девицы валяются на улицах – опосля трёх пинт …чего-нибудь вкусного.

Английское простолюдье во все века пребывало на дне жизни и да – не любило мыться. Имело право не мыться. Право на вонь. Сомнительное, разумеется. Тогда как господа выдумывали новые способы be refined. Бесконечные ванны, отдушки, притирания. Леди с утра до вечера благоухала. Девчонка из низов – поднималась с грязного ложа, и нечёсаная шла вкалывать. Когда Пигмалион-Хиггинс из культовой пьесы Бернарда Шоу приказал отмыть Элизу Дулиттл, она искренне воскликнула: «Теперь-то я знаю, почему все леди такие чистенькие. Им мыться – одно удовольствие!» Она показалась себе такой хорошенькой, отмывшись добела.

Обычный европеец не «врубается» в комическую соль "Пигмалиона" - у нас это выглядит, как превращение замарашки в даму. Путёвка в жизнь. Поднатужилась – и заговорила аки герцогиня Мальборо. В Англии же вызывает гогот сама идея переиначить и перекроить riffraff или, как это называют в Америке - white trash. Это кажется нереальным. Доводилось читать выкладки, что даже речевой аппарат у обитателей трущоб – иначе устроен, а поэтому вся их речь – невнятна и чудовищна. Будто они набрали в рот горячей каши! Исправить это? Unreal! Оттого и смешно. Куда как смешнее «говорящей собачки» - мсье Шарикова.

Но вернёмся в Океанию 1984 года. Оруэлл не только расписал отношение высших – к низшим, испокон веков наличествующее в Королевстве. Он выявил все тонкости-и-пакости, сопутствовавшие лондонской жизни в военное время – бичуя пороки тоталитарной системы, он рисовал то, что сам видел в 1939-1945 годах и чуть позже. Шпиономания, бедность, антисанитария. Напомню, что продуктовые карточки в Англии отменили в …1954 году. Для справки – в «ужасном Совке» - в 1947-м.

Ещё плюшек? Антисексуальная Лига, над которой более всего любят потешаться наши либералы (относя это к советскому горе-целомудрию) – это ни разу не Совдеп, но стойкое викторианское ханжество с его эвфемизмами, запретами и культивируемым стыдом. «Табуированный оргазм» для женщины в мире-1984 – это прямая отсылка к исторической реальности годов этак 1870-х, а не к «Совку». При советской власти секс был, просто о нём не орали в прессе и по телеящику.

Оруэлл – мастер тонких намёков и символов. Тончайшая талия Джулии, подчёркнутая кушаком Антисексуальной Лиги – это аналог британского тугого корсета у старых дев XVIII-XIX столетий. Востроносые, холодные spinsters обладали осиными станами и гордились ими. Талия 17 дюймов (чуть более 43 см) – это признак нетронутости и чистоты. Считалось, что гулящие девки, особенно француженки, не носят корсетов или же не затягивают их должным образом.

И таких примеров – масса. Больших и малых. Дьявол не только в мелочах. Старший Брат – это new-Кромвель, соединённый с Генрихом VIII – беспредел за гранью здравого смысла. Да. Эммануил Голдстайн имеет черты Льва Троцкого, но это лишь небольшая «советская» изюминка в расхожем британском повествовании. Всё остальное – тамошнее. А не тутошнее."


pogorily: 1984 - описание Англии времен второй мировой и вскоре после, плюс некоторое количество фантастики вроде "телескринов". Никакого будущего эта хрень не описывает.
Три страты (внутренняя партия, внешняя партия и пролы) - это же обычная Англия, аристократы, джентльмены (которые нередко были весьма небогаты, отец сестер Бронте был священником и не мог всегда кормить семью досыта) и простонародье.
Миниправ - это Би-БиСи.
Ну а про спецслужбы Оруэлл не знал и дал волю фантазии.


Министерство правды - на новоязе Миниправ - разительно отличалось от всего, что лежало вокруг. Это исполинское пирамидальное здание, сияющее белым бетоном, вздымалось, уступ за уступом, на трехсотметровую высоту...
По слухам, министерство правды заключало в себе три тысячи кабинетов над поверхностью земли и соответствующую корневую систему в недрах. разных концах Лондона стояли лишь три еще здания подобного вида и размеров.
Они настолько возвышались над городом, что с крыши жилого дома "Победа" можно было видеть все четыре разом. В них помещались четыре министерства, весь государственный аппарат: министерство правды, ведавшее информацией, образованием, досугом и искусствами; министерство мира, ведавшее войной; министерство любви, ведавшее охраной порядка, и министерство изобилия, отвечавшее за экономику....


MOI-building

MOI-interior

MOI-panorame

kouzdra: Здание London Senate, в котором в 1941-1946 гг. располагалось Министерство Информации, ведавшее внутренней пропагандой и пропагандой на дружественные и нейтральные страны, цензурой etc. Построено в 1937 году Чарльзом Холденом. Считается вероятным прототипом здания Министерства Правды (жена Оруэлла работала в отделе цензуры MOI) в "1984".

В действительности 1984 в смысле бытовых и геополитических реалий довольно точно описывает реалии военной-послевоенной Англии (в смысле быта - достаточно например перечитать "Обявлено убийство" Агаты Кристи - там местами впечатление, что 1984 и читаешь, ну и там много чего еще интересного).
Что до геополитики - так как раз к моменту написания книжки Океания начала "всегда воевать с Евразией" и дело двигалось к союзу с Остазией (кой и состоялся - правда в урезанном виде - ибо коммунисты вышибли гоминдановцев из Китая - а так бы было практически точно).
Ну вот как-то так. Переписыванием истории у Оруэлла жена в MOI во время войны занималась, да и сам он на бибиси этому занятию был не чужд. Равно как и опытам в духе новояза.
Ангсоц - ну так почитайте про экономическую политику послевоенных лейбористов - оно и есть.

Английские средне-верхние и выше классы так и жили - чуть что не так сделал и попался - тебя выкидывают самое меньшее. А попасться было проще простого - потому как все за всеми смотрели. Вот на нравственность и проч. пролов действительно было всем наплевать.
PS: Есть такой жутенький на сам деле фильмец про английскую аристократию 30-х - Госфорд-парк - там вот это очень хорошо видно.

Подозреваю, что причина офигительного успеха книги в тогдашней Англии и заключается именно в полной узнаваемости ими местных реалий (говорят с Поттером тоже самое), а вот "взаграницах" вместо этого начинают вчитывать всякую херню (типа убежденности наших антисоветчиков, что Оруэлл в 1984 имел в виду СССР).

openid1: О послевоенных реалиях есть фильм A Private Function - легкая комедия, но лично для именно она и открыла данное явление.
Tags: история, кино, литература, подборка
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments