Category:

Любовное письмо режиссера: Quai des Orfèvres (1947)

"Несмотря на молодость, Сюзи Делер была уже опытной артисткой мюзик-холла, когда познакомилась в 1938 году с Анри-Жоржем Клузо и стала его спутницей жизни. Придумав для своей музы яркие роли в 3 экранизациях Станисласа-Андре Стеемана*, Клузо превратил ее в звезду французского кино. В каждой из этих картин Делер играла, по сути, саму себя – эмоциональную, шумную, упрямую певицу, кокетничающую напропалую со всеми мужчинами, но остающуюся любящей и верной женой. По словам актрисы, среди реплик Женни Ламур есть ее собственные фразы из реальной жизни." Елена Мурзина.

"В 40-х Клузо и Делер работали на «Continental» Альфреда Гревена, они были вместе все трудные военные годы, а после освобождения Франции подруга режиссера содержала семью, когда его самого изгнали из мира кино из-за «Ворона»**. «Набережная Орфевр» оказалась кульминацией их отношений, у Делер здесь выигрышная роль с несколькими музыкальными номерами, включая знаменитое исполнение Avec son tra-la-la, песни, ставшей визитной карточкой актрисы на протяжении всей ее жизни. А.Тирар максимально лестно ее освещает и снимает, героиня постоянно щеголяет в новых нарядах и меняет прически. Но во время съемок режиссер познакомился с Верой Гибсон-Амаду, женой актера второго плана Лео Лапара, и вскоре бразильянка развелась с мужем, а Клузо окончательно расстался с Сюзанной.
Я всегда думала, что «Ворон» - лучший фильм Клузо, но после пересмотра «Набережной Орфевр» уже в этом так не уверена. Безусловно, «Ворон» - более цельное произведение, но картина 1947 года оказалась чем-то феноменальным, количество идей, запоминающихся героев, тем и образов беспрецедентно даже для взрослого кино 20 века. Фильм производит впечатление целой киновселенной, спрессованной в два часа экранного времени, но парадоксальным образом это странное сочетание драмы ревности, мюзикла и полицейского расследования работает. А вопрос «Кто убийца?» для Клузо вторичен, важнее, почему это случилось и наблюдение за людьми, оказавшимися в сложной ситуации. Меня всегда поражает, насколько он опережал свое время, такие элементы истории, как нетрадиционный любовный треугольник, свободные отношения до брака или межрасовые связи в его мире абсолютно естественны и не вызывают у персонажей ни критики, ни любопытства.
Я не буду пересказывать известный анекдот о пощечине, неожиданно отвешенной режиссером игравшему мужа Блие. Другие времена, другие рабочие отношения, но, согласно воспоминаниям Симоны Ренан (подруга семьи Дора), Клузо боялись на съемочной площадке все***. Кроме, вероятно, главной звезды картины – Луи Жуве, благодаря протекции которого Клузо и предложили в конце 1946-го, после нескольких лет отлучения от кино, новый проект. С собой Жуве привел еще нескольких актеров, в первую очередь, Бернара Блие и Шарля Дуллена, а также того самого Лапара.
Согласившись снять «полисье», Клузо вспомнил прочитанный несколькими годами раньше роман Стеемана и написал в соавторстве с Жаном Ферри сценарий, полностью переделав историю прежде, чем успел получить заказанный в Бельгии новый экземпляр и перечитал книгу. Писатель пришел потом в ярость, по его мнению, Клузо был разрушителем, не способным адаптировать чужое произведение****: «…qui ne sera jamais un adaptateur et qui ne peut construire qu’après avoir démoli au mépris de la plus élémentaire vraisemblance et par goût de l’effet». Стеемана можно понять – экранизация имеет отдаленное отношение к роману. Сценарий раз в 10 сложнее и использует лишь часть оригинальной диспозиции. В «Вынужденной обороне» также в наличии: ревнивый муж (не классический пианист, отказавшийся от карьеры ради любви к певичке, а художник), жена-кокетка (отнюдь не певица, эта метаморфоза для Делер), подруга семьи (не фотограф, а хозяйка салона красоты, влюбленная в главного героя), потенциальный любовник жены (не извращенец-горбун, просто богатый меценат, с удовольствием пользующийся своим положением), поездка в провинцию к «больной» матери (не к бабушке). Главный герой пытается похожим образом имитировать алиби, но на основании похода в кино. Все имена другие, бэкграунд персонажей иной, сцен в полицейском участке, ресторане, цирке и мюзик-холле нет вообще, нет кражи машины, нет таксиста, так как не было поездки подруги в дом убитого, нет задержания основного подозреваемого и попытки суицида, нет убийцы как Deus ex machina. Главный герой Стеемана, Ноэль Мартен, бессильно провожает в финале жену в тюрьму: именно она и оказывается преступницей, совершив непредумышленное убийство в целях самозащиты, художник пытался позже нее «убить» труп. Мы не узнаем ничего о прошлом комиссара, его ребенок ни разу не появляется в истории, эта роль так же была расширена и изменена под актера. Антуан в исполнении Луи Жуве, появляющийся лишь во второй трети картины, пожалуй, самый запоминающийся герой фильма.
Клузо никогда не был примитивным реалистом, а картина снята в основном в студии, но психологические портреты его персонажей впечатляют убедительностью. Режиссер включил в сценарий как автобиографические элементы (он сам был завсегдатаем мюзик-холлов и знал эту среду не понаслышке, поработав до войны журналистом, секретарем шансонье Рене Дорена, автором текстов для Морисе и т.д.), так и результаты многодневных наблюдений за сотрудниками уголовной полиции на набережной Ювелиров. Клузо традиционно представляют как циника и мизантропа, первое явно соответствует действительности, а вот со вторым дела обстоят сложнее. Для пессимиста он бывает удивительно лиричен, призрак надежды может внезапно появиться в его картине не по разнарядке, а потому что автор видит его даже там, где самой надежды нет. Эту особенность отмечал и Б.Блие: «Il y a chez Clouzot un amour de l’humanité qui se sent». Он же сказал, что друг режиссера Луи Жуве сравнивал Клузо с Диккенсом («Jouvet, qui n’aimait pas beaucoup le cinéma mais qui aimait beaucoup Clouzot, m’avait dit : «Tu sais, ce gars-là, c’est un type dans le genre de Dickens»).
«Набережная Орфевр» - первый фильм режиссера, для которого была создана подробная раскадровка, он постарался объединить в своей первой послевоенной картине достоинства французского кино и технические приемы Голливуда. Ему это с блеском удалось, всего лишь несколько лет назад так же единодушно травившие постановщика французские критики теперь были в восторге. Приз лучшему режиссеру на Венецианском кинофестивале ознаменовал завершение этого этапа карьеры Клузо.
Ну а Сюзи Делер пережила всех создателей и актеров «Набережной Орфевр», покинув нас лишь в 2020. С годами она, конечно, простила своего Пигмалиона ("Je dois tout à Henri-Georges Clouzot!") и всегда понимала, что их последний совместный фильм был ее персональным «Голубым ангелом» ("J’ai été marquée par ce rôle de Jenny Lamour. Quai des Orfèvres, c’est mon Ange bleu à moi.")
* Клузо был не просто сценаристом Le Dernier des six (1941) Жоржа Лякомба, где Делер впервые сыграла Мила Малу, он отвечал за сценарии «Континентал» и до выхода «Ворона» оставался, по сути, серым кардиналом Гревена. В романах Стеемана певиц нет.
** Удивительно, но факт: хотя в анамнезе Делер не только работа на «Continental», но и участие в скандальной поездке звезд французского кино в 1942 в Германию, в компании с Альбером Прежаном, Даниэль Дарьё и др., после освобождения ей это стоило всего лишь 3-месячного отстранения от работы. «Ворон» обошелся Клузо намного дороже.
*** Из воспоминаний Ренан о пощечине Блие на съемках: «Faut s’y habituer! J’étais paralysée, terrorisée durant les trois premiers jours. Il faut comprendre, c’était un homme qui jouait une très grosse partie… Clouzot est un homme angoissé, il est tous les personnages à la fois. Alors il vous apporte tout cela d’un coup et si vous êtes sensible comme moi, c’est épouvantable.»
**** Клузо, конечно, беспощадно переписывал Стеемана, но его сценарий по Les Inconnus dans la maison Сименона доказывает, что обращаться с чужим текстом бережно он тоже умел."

267620898_4847469282006243_7923611976687896209_n