Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

knight

Что такое эпоха модерна

Originally posted by dpmmax at Английская психиатрия начала XIX века
Из-за нескольких скандалов в прессе Парламент всё же обратил внимание на то, что творится в сумасшедших домах. Особой комиссии по душевным болезням, которая, оказывается, была создана ещё черт-те когда, чуть ли не с момента принятия «Акта парламента о правилах содержания домов для умалишённых» в 1774 году и с тех пор считалась вполне себе уютной синекурой, пришлось предпринять какие-то телодвижения...
Переполненными палатами и кандалами по тем временам сложно было кого-либо удивить. Но этим перечень и не исчерпывался. Выяснилось, что на ночь в некоторых лечебницах было принято загонять больных в чуланы — без отопления, без единого поганого ведра, не говоря уже об освещении. Зато какая экономия на постельном белье! В других заведениях, особенно в тихой провинции, больных с вечера субботы до утра понедельника попросту приковывали к койкам и запирали палаты на ключ — выходные же, персоналу положен отдых! О том, чтобы хоть как-то разводить по разным палатам буйных и спокойных больных, речи не шло вообще: а зачем? Все одинаково сумасшедшие. И насчёт сытной кормежки Тенон в свое время либо сильно загнул, либо с тех пор рацион заметно сократили: полуголодное существование комиссары обнаружили практически повсеместно.

Collapse )
killers

Non andare via

"«Канцониссима» 1974 года, Джильола Чинкветти исполняет итальянскую версию песни Жака Бреля "Не покидай меня". Я видел множество версий этой песни на разных языках и могу уверенно сказать, что интерпретация Джильолы - самый топ. Это драматический перфоманс, в котором, даже не зная текста, можно почувствовать, как героиня мечется от отчаяния к надежде и обратно. И все на крупных планах, не дающих возможности эмоционально сфальшивить ни на секунду.
Но самое неожиданное в этом перфомансе - чего явно не закладывал в песню Жак Брель - исподволь вползающее жутковатое чувство. По-моему, оно возникает из-за характерно итальянской внешности Джильолы, в которой за красотой и чувственностью угадывается жестокость. И еще из-за выбранного ею черного "средневекового" платья. Вот когда в финале Джильола последний раз произносит "Не покидай меня" и неотрывно смотрит в отъезжающую камеру - вам не кажется, что перед вами героиня итальянского готического фильма, этакая влюбленная ведьма?" Дмитрий Комм.

Collapse )
lynx

Как в воду глядел

"Смотреть, как смелые афганцы воюют против современной военной техники с простейшим оружием — это настоящее вдохновение для всех, кто любит свободу. Их смелость преподает нам важнейший урок — в этом мире есть вещи, которые стоит защищать. От лица всех американцев, я говорю жителям Афганистана — мы восхищаемся вашим героизмом, вашей преданности свободе, вашей непрекращающейся борьбе против ваших угнетателей".
Президент США Рональд Рейган, 1983 год.

Collapse )
knight

О ком писал Джордж Оруэлл

"А кто, собственно, выдумал, что оруэлловский "1984" — это «про Совок»? Напомню - Джордж Оруэлл никогда не бывал в СССР. Он писал о доброй-старой-Англии, как если бы она приняла путь псевдо-социализма (что увижу – то пою). Да, автор базировался на русской теме - на "Мы" Евгения Замятина – эта книга произвела колоссальное впечатление на многих западных интеллектуалов (к слову, и "Дивный новый мир" Олдоса Хаксли имеет всё те же корни).
Однако мир анг-соца и замятинский мир-кристалл-Интеграл – это, как говорится, две большие разницы. Замятин – эстет, наградивший свою антиутопию фантастическим, хотя и зловещим свечением; он создал изумительной красоты цивилизацию-монстра, где всё стерильно и математически выверено: «Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем». Русский тоталитаризм – роскошен. У британца всё смердит, разваливается и кишит злыми крысами. Уже самое начало не предвещает никакого волшебства, пусть и жестокого – неработающий лифт, запашок варёной капусты и маразм в стиле «Война – это мир»." Галина Иванкина.

Collapse )
girl

На пути в глобальный человейник

"В своих книгах Александр Зиновьев предупреждает о наступлении сверхобщества, незаметно подменяющего собой сложившиеся ранее социальные структуры.
"ГО (Глобальное общество — Прим. ред.) называют Глобальным Человейником по аналогии с муравейником. Сравнение нелепое. Наш человейник отличается от муравейника тем (среди прочих признаков), что в нем во всех частях, во всех сферах, во всех разрезах, во всех подразделениях, на всех уровнях структуры, всегда и во всем идёт ожесточённая борьба между "человьями", прикрываемая и сдерживаемая, но одновременно обнажаемая и поощряемая всеми достижениями цивилизации. Наши учёные, вооружённые баснословной интеллектуальной техникой, доказали, что общество врагов, соблюдающих правила вражды, устойчивее общества друзей, нарушающих правила дружбы. Не случайно наши предки говорили: избавь нас, Боже, от друзей, а от врагов мы избавимся сами. Бог исполнил первую половину их просьбы. А от врагов мы избавляться уже не хотим", — писал Зиновьев.
В глобализующемся мире, учил Зиновьев, прежние понятия не имеют смысла. Тоталитарная природа обществ XX века меняет форму, но сохраняет содержание: современные люди погружаются в мир, природу которого, в отличие от времен Советского Союза, даже не в состоянии ухватить.
Интеллигентность общества — это способность общества к объективному самопознанию и к сопротивлению его слепым, стихийным тенденциям, это способность общества к духовному самосовершенствованию и прогрессу. Любыми средствами, в любой форме", — пишет он."

Collapse )
knight

Программа расовой чистоты в Америке

"С момента своего основания Америка оставалась страной системного расизма. Неравенство в материальном положении продолжает, хоть и в смягчённом виде, существовать и сегодня. Число чёрных, находящихся в тюрьмах и под коррекционным контролем сегодня больше, чем численность рабов в 1850 году. Американские социологи называют эту ситуацию новой стеной расовой сегрегации...
Отцы-пилигримы, основавшие штат Массачусетс, Новую Англию и положившие начало американской государственности в целом, были истинными пуританами и большими мистиками. Пересечённый ими Атлантический океан они называли «Чёрмным морем», власть старой, оставляемой ими Европы — «египетским Фараоном», Америку — «Обетованной землёй», а себя — «истинными святыми, народом избранных и наделённых сверхчеловеческой миссией». Относительно всех прочих людей и народов они также имели своеобразный взгляд, внушённый кальвинистским учением и его доктриной предопределения. Всех прочих, обделённых неисповедимым Богом, они причисляли к изначально и навечно отверженным, имеющим ценность пепла."

Collapse )
number 6

Чудовищное порождение постсоветской системы

«Никогда народы не поклонялись больше силе, как теперь... Средние века не выходили из мелких войн; новая Европа не выходит из вооруженного мира, этого чудовищного порождения наполеоновской системы. Притом она знает и войны, и какие войны! Вся злоба, накипевшая в сердце нации во время вооруженного мира, не знает границ. Правда, нам говорят, что торговля должна объединить мир, что промышленные интересы свяжут человечество сильнее всяких нравственных уз. Средневековый человек постыдился бы говорить это. Он сознавал, что он связан с другими нациями духовными узами, и связь эта была едва ли не крепче, чем все торговые трактаты, которыми так гордится наше время». Градовский А.Д. «Государство и прогресс». 1867.
shop

«Сказочная судьба Амели Пулен»

Завязался диалог об "Амели" и невозможности такого фильма в наше время. Режиссер и сценарист картины Жан-Пьер Жене по его собственному признанию собирал материал для работы на протяжении всей жизни. Поэтому получилось такое красочное и тёплое прощание с 20-м веком, который теперь уже история. Стеклянный человек даёт наставления для девушки точно так же, как это делал ангел для главного героя в "Этой удивительной жизни". В 20-м веке для счастья необязательно было быть хитроумным и успешно играть социальную роль, обманывая окружающих. В кино и популярной музыке ценилась простота, именно в ней находили вдохновение композиторы и режиссеры, а сложные манипуляторы выступали в роли злодеев. Как же всё перевернулось в 21-м веке, простой человек - это хикикомори, и, как верно заметил Дугин, только они сейчас что-то понимают. Сложный человек - это образцовый представитель среднего класса, конформист, который никогда не упустит свою выгоду. Про него не снимешь хороший фильм, не напишешь хорошую песню, человек-робот, на которого все хотят быть похожи.

Collapse )
number 6

СССР разрушила ускоренная урбанизация

"Как-то очень быстро мы в 90-е годы предали идеалы справедливости. Пусть в СССР они хотя и провозглашались, но им далеко не всегда следовали, но это были очень хорошие идеалы. Мы как-то легко и быстро во всем хорошем разуверились и начали явно или подспудно оправдывать всякую человеконенавистническую гадость. Мы как-то быстро окунулись в пучину тупого и довольно жестокого индивидуализма. Ничто в нас не восстало против жестокого социального и экономического дарвинизма, царившего у нас в 90-е. Я даже не помню ту черту, которую мы явно и торжественно пересекли. И была ли она? Всё случилось быстро, незаметно, как будто так было всегда. Но так не было всегда. Точнее почти всегда было не так. И вдруг в одночасье стало так." Евгений Фатеев.

Collapse )
girl

"Голая жизнь"

"Выживание. Важнейший концепт Спинозы. У него он связан с длительностью и жизнью, как способностью сохранять свою идентичность какой-то срок. Способность=сила. Далее у Делеза, размышляющего над Ницше, сила=жизнь. Выживание есть упорство в длительности, в том, чтобы длиться. Воля к длительности.
Survivalism как стиль жизни, нацеленный только на одно — на выживание. То есть жизнь ради жизни, сила ради силы." Александр Дугин.

Collapse )